Короче, Склифосовский!
27 мая 2001 г.
Забыв о психоанализе, знаменитостях и гитаристах, Вуди Аллен снял комедию.
Простую, что называется, "зрительскую" комедию, которую не смогли лишить
жанровой чистоты даже беседы персонажей о фильмах Хамфри Богарта и Джеймса
Кегни. Историю именно что о мелких мошенниках -- недалеких, энергичных и
разгильдяистых. Никчемный зануда и околокриминальная сошка Рэй Уинклер
(Вуди Аллен) задумывает ограбить банк. Свой план он считает гениальным. Но
не стоит забывать, что в тюрьме Рэя прозвали Головой, а он так и не смог
взять в толк, что прозвище это может иметь насмешливо-иронический
оттенок.
План его заключается в том, чтобы арендовать соседнюю с банком пиццерию и
прорыть оттуда подземный ход. А для отвода глаз Рэй сажает в пиццерию свою
жену Фрэнси (Трейси Ульман), дабы она в целях конспирации пекла и продавала
свое фирменное печенье. Но очень скоро план ограбления летит в тартарары, а
вот выпечка, напротив, становится весьма прибыльным бизнесом.
Все вышеописанное разыграно Алленом потрясающе бесхитростно и настолько же
смешно. Над дураками, копающими подземный ход (а сообщников у Рэя
становится с каждой минутой все больше и больше) хохочешь до колик,
по-гайдаевски, забывая обо всем, в том числе и о былых алленовских
заслугах. Кажется, что еще чуть-чуть, и можно будет сказать, что Аллен
наконец-то снял безупречный фильм, избавился от извечных комплексов,
которые в последнее время начали тяготить не только его, но и зрителей, и
вообще он молодец. Но не тут-то было.
Фильм недлинный, идет немногим более полутора часов, но еще до середины
начинает казаться, что среди кумиров Вуди Аллена в мировом кино были не
только Бергман, Чаплин или Хичкок, но и Радж Капур, и многие куда менее
именитые мастера индийской режиссуры. Еще с детства многим наверняка
памятно ощущение от просмотра индийских фильмов: вроде бы сюжет подошел к
своему более-менее логическому финалу, все концы сведены с концами, злодей
повержен, а свадьба вот-вот состоится, но вместо титра "конец фильма" на
экране вспыхивает надпись "вторая серия". То же самое происходит и в
"Мелких мошенниках". После того как провал ограбления привел к неожиданному
расцвету злосчастной кондитерской, и Рой с Фрэнси в один миг превратились в
преуспевающих нуворишей, начинается совсем другая история. Фрэнси начинает
чувствовать себя ущербной на фоне рафинированных богачей, собирающих
коллекции живописи и обсуждающих последние оперные премьеры, и решает
добровольно повторить судьбу Элизы Дулиттл. А в качестве Пигмалиона
выбирает молодого хлыща с повадками аристократа (именно его и играет,
понятное дело, на редкость невыразительный Хью Грант, окончательно
рассеявший остатки воспоминаний о своей вполне адекватной и миленькой роли
в "Ноттинг Хилле"). Который, впрочем, думает только о нажитых на печенье
деньгах. По инерции даже все это вполне забавно, хотя и предсказуемо.
Однако когда Аллен начинает разбавлять потешное плутовство элементами
ироничной сатиры, становится понятно, что он выдохся, будто бутылка
незакупоренного боржоми, оставленного на столе на всю ночь. Пить его,
может, и полезно, но пузырьков, бьющих в нос, уже не дождаться. Выпады в
адрес новых американских, заплутавших в дебрях большого искусства и хороших
манер, радуют не больше, чем аналогичные шпильки, которыми Аллен покалывает
настоящих интеллектуалов. Ничего более оригинального, чем Трейси,
разговаривающая по мобильному с первого ряда на концерте классической
музыки, он так и не придумал. И как потом ни оживляй происходящее новыми
аферами и намечающимися адюльтерами, к ничем не отягощенной радости первого
получаса Аллен так вернуться и не смог. Поэтому куда приятнее считать, что
"Мелкие мошенники" -- бесхитростная и невероятно смешная коротышка, этакие
"Самогонщики" по нью-йоркски. Ловким движением руки полнометражные брюки
превращаются в элегантные шорты. И никакого мошенства.