Русская тема на скорую руку
25 июня 2001 г.
Выбор российского фильма в конкурсную программу Московского фестиваля --
дело трудное. Два предыдущих раза с этим оплошали: все более-менее
приличное перекупают у ММКФ другие фестивали класса "А", и выбирать
приходилось из того, что никому не пригодилось. Ныне решили поступить
честно: нет лучшего -- не надо ничего. Ходили слухи, что часть отборочной
комиссии очень хотела включить в конкурс фильм Артура Аристакисяна "Место
на земле", но то ли не нашли консенсуса, то ли воспротивилось руководство.
И то сказать, Никите Михалкову после всех речей про необходимость
приглядного образа России было бы как-то не к лицу допустить, чтобы родину
в его собственном фестивале представляла картина о бомжах, питающихся
объедками, совокупляющихся с калеками да еще и оскопляющих самих себя
практически на экране. То есть где-то это даже очень православно --
блаженны нищие, святы юродивые, но в фильме как раз присутствуют
сектантские настроения, человеческая гордыня и прочие сомнительные, с точки
зрения религиозного сознания, ценности. В результате картину пригрел Петр
Шепотинник, программа которого "Восемь с половиной" на каждом МКФ -- из
самых престижных и посещаемых куда более охотно, чем конкурс. Еще один
претендент -- "Нежный возраст" Сергея Соловьева, который не позвали на
большие фестивали, -- не взят в конкурс по причине этической: его
продюсером является сам Никита Михалков, а президенты за свои картины призы
получают только на отечественных линиях -- международные стандарты такого
баловства не допускают. Кроме того -- это лишь предположение, вынесенное
исключительно из интервью и высказываний на общие темы, лично мне никто
ничего такого не говорил, -- ни отборщики от этой картины не в восторге, ни
сам ее генеральный продюсер.
Как бы там ни было, в этом году Россия в конкурсе собственного фестиваля не
участвует. Зато русский режиссер есть. Сергей Бодров-старший, после успеха
"Кавказского пленника" уехавший в Америку и у нас подзабытый (теперь скорее
он "прилагается" к своему сыну, чья популярность, напротив, столь велика,
что определение "младший" давно слетело), сделал в промежутках между
важными съемками одно "независимое" кино. Картина Quickie ("Давай сделаем
это по-быстрому"), действие которой происходит в Америке, в которой играют
русские и американские актеры, которую снимал русский режиссер, а персонажи
говорят по-английски, представляет Германию. Впрочем, это ничуть не менее
удивительно, чем чернокожий певец, принесший Эстонии приз Евровидения.
Глобализация, как и было обещано.
Итак, картина Бодрова с Владимиром Машковом в главной роли все-таки как
будто наша. По крайней мере про наших, российских людей, загулявших за
далекими рубежами. Герой Машкова Олег -- миллионер-пенсионер, живущий в
Калифорнии и мечтающий сдать всю свою империю на руки кому-нибудь, так как
от жизни смертельно устал. Дело в том, что в детстве его не любила мама, и
с тех пор он тоскует о семье, о приличной родне, об уютном доме. Ничего
этого он за деньги купить не может. Пьющая мать, горе семьи, пятый раз
выходит замуж, за юного перуанского мачо. Брат, выросший в Америке, слаб
духом, склонен к порокам и соблазнам. Дальние родственники только просят
денег. Есть еще одна семья -- истинная, это братки-помощники, но не у них
ищет тепла усталое сердце миллионера-игрока. И, как выясняется, напрасно он
ими пренебрег.
Дженнифер Ли появляется в картине в первых сценах, а в жизни Олега -- ближе
к концу. Совсем близко. По правде говоря, она его и кончает. Сцена,
вызывающая в памяти фильм "Сорок первый". Последний всплеск эмоций перед
смертью: есть упоение бездны мрачной на краю, такие мы русские, такая у нас
рулетка, и к смерти мы рвемся сильнее, чем к любви, и мило нам лишь то, что
гибелью грозит.
Смотреть этот фильм можно. Но не нужно, то есть нет необходимости. Сделан
он на скорую руку, хотя, надо отдать должное режиссеру, профессионально,
красиво и разумно. Претензии в основном к сценарию. Понятно, что английский
язык Бодрову, написавшему эту историю в паре с женой, не родной, но все же
не могут диалоги звучать, как в учебнике по психоанализу: "Мама, ты нас
бросила, когда я еще был маленьким мальчиком, а мой папа спился и умер".
Что, напротив, по-настоящему радует, так это песни, спетые Tiger Lillies и
сильно добавляющие тонуса волнительной, но довольно тягучей истории.
Тем не менее образ России на фестивале есть. Немножко варварский, конечно,
но зато очень sexy.