Весь мир тюрьма
25 июля 2001 г.
Победа животного начала над человеческим, склонность к бессмысленному и
изощренному насилию, готовность унизить слабого, опьянение властью -- все
эти идеи давно известны как литературе, так и кино. Тем сложнее снять на
подобную тему качественный и интересный фильм.
Режиссеру Оливеру Хиршбигелю это удалось. Его картина "Эксперимент" с
Морицем Бляйбтроем в главной роли основана на реальных событиях: в одной из
тюрем проводились психологические опыты с участием добровольцев,
разделившихся на тюремщиков и заключенных. Тогда наблюдения пришлось
прекратить на шестой день -- во избежание возможных травм и увечий
"арестантов". В фильме Хиршбигеля все заходит несколько дальше. Для
проведения эксперимента, рассчитанного на две недели, подбирается 20
человек. Среди заключенных -- журналист (Бляйбтрой), выдающий себя за
таксиста. И следуя редакционному заданию, и просто в силу своего
необузданного темперамента он начинает вести себя слишком провокационно.
Если поначалу тюремщики готовы и пошутить со своими подопечными, и в
баскетбол поиграть, то уже на второй день ситуация меняется. Несмотря на
строгую инструкцию "никакого насилия", надзиратели забывают, что все это
"просто игра", и дают волю своим, пока еще робким, садистским фантазиям.
Особенно усердствует некий Берус -- типичный "наци" с небесно-голубыми
глазами (его роль блестяще исполнил Юстус фон Донаньи). На третий день
следуют изощренные издевательства, но без прямого физического насилия. На
четвертый проливается первая кровь. А на пятый... Сходите в кино -- сами
узнаете. Отметим лишь, что своей манерой обнажать самые грязные и потаенные
уголки человеческой натуры фильм несколько напоминает "Забавные игры"
Михаэля Ханнеке.
Российская публика встретила "Эксперимент" восторженно и порой чрезмерно
экзальтированно. "Знаем мы эти фашистские штучки!" -- непринужденно
комментировали действие зрители, попавшие на премьеру в кинотеатре
"Зарядье". Но настоящий катарсис наступил, когда главный герой выломал-таки
тяжелую железную крышку ужасного ящика, а фильм из психологического
триллера вдруг превратился в добротный боевик. Шквал восторженных
аплодисментов и вскриков уже не стихал до самого конца, усиливаясь при
каждом ударе, который герой справедливо обрушивал на головы озверевших
подлецов и мучителей.