По образу и подобию
27 июля 2001 г.
Сегодня в американский прокат выходит "Планета обезьян" -- фильм, который
обещает стать самым важным событием голливудского лета-2001. После него
взрывы бомб в "Перл-Харборе" наверняка покажутся треском бракованных
хлопушек, а динозавры из третьей серии "Парка Юрского периода" --
безобидными ящерками, прозябающими в юннатском террариуме. Нетрудно также
уже сейчас практически со стопроцентной уверенностью предположить, кому по
итогам года достанутся "Оскары" как минимум за работу художника, костюмы и
грим. И все потому, что за повторную экранизацию классического романа Пьера
Буле взялся не кто иной, как Тим Бартон. Автор двух первых -- и лучших --
"Бэтменов" нового поколения, "Эда Вуда" и "Сонной лощины", самый
талантливый и необычный современный режиссер из тех, кому разрешают ставить
блокбастеры. "Планета обезьян" -- самый масштабный и самый дорогой (бюджет
100 миллионов долларов) на сегодня фильм Бартона. Сейчас он, пожалуй,
единственный человек в Голливуде, которому хватит фантазии по-настоящему
эффектно потратить эти деньги.
Впервые "Планета обезьян", экранизированная Фрэнклином Шеффнером, появилась
в 1968 году -- и фильм этот до сих пор входит в число самых значительных
произведений кинофантастики всех времен. История об астронавтах,
приземлившихся на планету, управляемую приматами (а потом обнаруживших, что
планета эта -- их родная Земля, только в будущем), имела такой успех, что
вскоре вышло еще четыре продолжения, куда менее впечатляющие с точки зрения
художественных достоинств, но сохраняющие тот самый неповторимый, почти
трэшевый флер, из-за которого весь сериал в целом до сих пор считается
культовой классикой. Зацикленный на "мусорной" классике киноман Бартон явно
понимает все эти нюансы лучше прочих -- и потому его кандидатура кажется
куда более уместной, нежели, скажем, Оливера Стоуна, в свое время
интересовавшегося этим проектом. Судя по рекламным кадрам новоявленной
"Планеты" и рекламным роликам, Бартон соединил научную фантастику со
стилистикой "пеплума" -- фильма из античных времен, переживающего второе
рождение после триумфа "Гладиатора". Поэтому неудивительно, что
воины-гориллы облачены в доспехи, в которых вполне уверенно чувствовали бы
себя римские легионеры, что во главе обезьяньего общества стоит сенат и что
борьба людей во главе с космическим путешественником Дэвидсоном (его играет
Марк Уолберг -- "Ночи в стиле буги", "Коррупционер", "Три короля") с
диктатурой приматов очень напоминает не раз изображенные в кино восстания
всевозможных спартанцев. А настоящую, неразумную обезьяну, которую Дэвидсон
берет с собой в космос еще до того, как начинаются настоящие приключения,
зовут Периклом.
Известно, что для фильма были отсняты пять разных финалов: какой именно
вошел в окончательную версию, американцы узнают уже сегодня. А вот узнать
появляющихся на экране актеров будет гораздо сложнее -- из заявленных в
титрах звезд только Уолберг да Крис Кристоферсон появляются в своем
реальном обличье. Все остальные знаменитости, среди которых Тим Рот, Хелена
Бонем-Картер и Майкл Кларк Данкан, скрывают лица под сложнейшим обезьяньим
гримом. Есть сведения, что многие голливудские звезды без особой помпы
снимались в ролях обезьян -- просто по дружбе. Среди них, кстати, и ветеран
Чарлтон Хестон, сыгравший в первой "Планете обезьян" главного героя. У нас
оригинальные фильмы о планете обезьян можно было увидеть только по
телевизору. Так что для большинства зрителей именно вариант Бартона
окажется точкой отсчета, первой и единственной версией этой удивительной
истории. Впору сетовать на засилье копий-новоделов в отсутствие оригиналов.
Но Бартон, как ни крути,-- случай особый. Потому киноманам остается
нетерпеливо ухать, подпрыгивать и почесываться. Ждать осталось недолго --
российская премьера "Планеты обезьян" намечена на начало сентября.