А мне летать охота
16 августа 2001 г.
"Настоящему мужику нужна настоящая работа", "настоящий мужик должен
выглядеть по-настоящему", "настоящий мужик не может быть настоящей
женщиной", -- этими жизненными тезисами руководствуется при выборе зятя
целеустремленная теща в фильме Натальи Погоничевой.
Два года назад в качестве вгиковской курсовой работы Погоничева сняла
короткометражку "Как я провел лето", стилизованную под советскую комедию
60-х, -- и сразу завоевала не только несколько призов отечественных и
международных кинофестивалей, но и статус "молодого талантливого
режиссера". "Не летать" -- ее первая полнометражная лента.
По заявлениям представителей "Полигона", этим фильмом на киностудии
начинается разработка темы "загадочной русской души". Поэтому в картине
настойчиво доминирует анекдотно-алкогольная линия, детально разработанная в
"ДМБ", предыдущем проекте "Полигона", и еще более детально -- в
"Особенностях национальной охоты". Главный герой, летчик в отставке
(Ярослав Бойко), уходит от красавицы-жены спиваться к соседу-алкоголику по
кличке Дедулик -- его играет Сергей Арцибашев (прапор из "ДМБ").
Надо сказать, практически все мужские персонажи картины -- люди пьющие. Так
что им предоставлена возможность "по-национальному" погружаться в "мужской
мир", философствовать, путать уборщиц с богинями и разглядывать на дне
стакана разные компьютерные эффекты вроде русалок и фей.
"Сама я совсем не пью, -- поделилась с корреспондентом газеты "Время
новостей" Наталья Погоничева, -- но заниматься темой, которая мне не очень
близка, даже интереснее: чувствуешь сопротивление материала. Жанр "ДМБ" --
это, вообще-то, не мой стиль. Слишком грубо, слишком по-мужски. Но
алкогольная тема выбрана не мной -- просто именно этот сценарий понравился
продюсерам".
И все же за "сопротивляющимся материалом" проглядывает еще и другой --
мягкий и изящный. Те сцены из "женского мира", на съемках которых нам
удалось поприсутствовать, сделаны скорее в жанре французской комедии
положений или же старой, по-домашнему родной советской комедии.
Утонченно-эксцентричная брошенная жена (Дина Корзун) томно опускает глаза,
ее кокетливая мамочка (Галина Петрова) с ужасом принимает не слишком чистый
носовой платок, протянутый незадачливым кандидатом на пост зятя. А сам
"кандидат" (Евгений Булдаков), этакий застенчивый Лариосик, нелепо
улыбается и тоскливо провожает взглядом ползущего вверх по занавеске
ручного лемура.