Одушевленные недоброй силой
5 сентября 2001 г.
Профессор Броуди (Джефф Голдблум) круглые сутки сидит в подвале своего
особняка и изобретает вакцину против аллергии на собак. В этом ему
старается помешать тайная организация котов во главе с мистером Тинклсом --
ангорским фюрером-мегаломаном, одержимым идеей мирового кошачьего
господства. А защищают малахольного профессора, понятно, собаки, кровно
заинтересованные в том, чтобы Броуди довел-таки свою работу до конца.
Противостояние ведется на самом высоком уровне: оба животных клана оснащены
последними техническими новинками в области шпионажа и
контртеррористических операций, с легкостью обращаются с компьютерами и в
совершенстве освоили приемы восточных единоборств. Но все это происходит
втайне от людских глаз -- двуногие ни о чем не догадываются, даже если
очередной вполне джеймсбондовский поединок проходит в соседней
комнате...
Идея разыграть "Невыполнимую миссию" силами домашних любимцев кажется
вполне занимательной. В конце концов, тот же Луис Гутерман несколько лет
назад приложил руку к социально-приключенческой драме из жизни насекомых --
"Муравей Антц" -- и вышло все интересно и убедительно. Но "Кошки против
собак" кажутся хотя и причудливым, но, прямо скажем, не вполне удачным
гибридом. С одной стороны, это стопроцентно детский фильм, в котором есть
место веселым щенятам, устраивающим мультипликационную возню, маленькому
мальчику -- сыну Броуди, который страдает от недостатка внимания со стороны
вконец заэкспериментировавшегося папаши, а также мысли о том, что главное в
этой жизни -- настоящая верная дружба. И прочие непременные атрибуты
голливудских киноутренников, на которых родители, приведшие в зал своих
чад, скрежещут зубами и проклинают тот день, когда они решили обзавестись
потомством. С другой -- вполне взрослая пародия на шпионские боевики с
отсылками к классике жанра и ироничным обыгрыванием штампов. Но в
результате места в фильме не хватает ни для того ни для другого.
Зато едва ли не девяносто процентов времени занято показом собственно кошек
и собак (не считая Голдблума, живых актеров в фильме не больше полудюжины,
и ничего экстраординарного на экране они не выделывают). Животные же тут не
совсем обычные, ибо откорректированы с помощью новейших компьютерных
технологий и спецэффектов. Выглядят они более чем странно и вызывают
ассоциации не с антропоморфными зверюшками Уолта Диснея, а скорее с
обитателями стивенкинговского кладбища домашних животных. Жутковатые звери
с неестественно вывернутыми конечностями и пугающе шевелящимися челюстями,
толчками и рывками перемещаются по экрану. Более всего они напоминают
ожившие чучела, четвероногих зомби, оживленных могущественной, но не
сказать что доброжелательной силой. И даже мимолетного взгляда на эти
создания достаточно, чтобы ясельная сказочка приобрела весьма мрачный
привкус. Впору вспомнить Терри Гиллиама: если бы его невменяемые от
галлюциногенов герои "Страха и ненависти в Лас-Вегасе" попали на
выступление Юрия Куклачева, их несфокусированному взору предстало бы как
раз нечто подобное. Особенно не повезло кошкам: мало того, что выглядят они
как сущие черти, так еще и сознательно лишены всякого обаяния, неизменно
присущего злодеям из триллеров. Единственный более или менее запоминающийся
и симпатичный персонаж -- специально выписанный для борьбы с собаками
русский кот-супершпион, постоянно ворчащий и жалующийся на судьбу. Однако и
им не удается насладиться в полной мере, так как в русском дубляже он
почему-то говорит с теми интонациями, которые используют заштатные
пародисты, пытающиеся изобразить Владимира Вольфовича Жириновского.
Но даже если бы животные были сделаны идеально, живой и непосредственный
юмор сочился из каждого кадра, а Джефф Голдблум затмил бы Лоуренса Оливье
-- все равно о целесообразности похода на этот фильм (тем более с детьми)
можно было бы спорить. Потому что люди, которые так сильно не любят кошек и
отказывают им в праве на самоопределение, вряд ли могут научить вашего
малыша чему-либо путному.