Черный доктор
17 сентября 2001 г.
"Вначале были Throbbing Gristle, Throbbing Gristle родили Psychic TV,
Psychic TV родили Coil..." Так должен был начинаться Ветхий Завет
английского индастриала -- музыкального направления, которое вот уже
четверть века "не дает покоя" не кому-то конкретно, а в принципе. И в
пульсации шумов, производимых адептами этого стиля, звуки Coil -- одни из
самых загадочных и манящих. Группа, основанная в 1983 году Джоном Бэлансом
и Питером Кристоферсоном -- извращенцами-аутсайдерами, любовниками
Зазеркалья, скорпионовыми братьями по крови, поту и слезам, -- неизбежно
воспринимается как один из флангов единого апокалиптического фронта, частью
единой силы. Говоря о Coil, приходится вспоминать множество их соратников,
с которыми они записывались и выступали, всех этих бесконечных иезуитов,
тамплиеров и катаров от звука и слова: тут и Марк Алмонд, и Гэвин Фрайдей,
и Бойд Райс, и Дэвид Тибет, и Дерек Джармен (в чьем фильме "Ангелическое
общение" английская актриса Тильда Свинтон декламировала сонеты на фоне
койловского саундтрека). Им много с кем по пути. Но они все равно ни на
кого не похожи.
Для отечественных меломанов с эзотерическим уклоном концерт Coil в Москве
мог привидеться разве что в горячечной предрассветной галлюцинации: они и
во всем остальном мире-то выступают нечасто. Однако приехали и выступили --
да так, что побывавшим в ДК им. Горбунова в минувшую субботу осмыслять
увиденное и услышанное предстоит еще долго. Сначала на сцене появился Иван
Павлов -- одинокий человек, склонившийся над пультом в луче синего света,
шведский экспериментатор-индустриалист русского происхождения, с помощью
звуковых эффектов превративший дворец культуры в подобие легендарного дома
своего сталинградского однофамильца. Отыграл мощно, но не злоупотребляя
вниманием, потому что главное было, понятное дело, впереди.
В принципе Coil -- группа вполне концептуальная. В текстах, названиях
композиций, оформлении дисков прочитывается вполне определенный набор тем и
символов -- смесь гей-декаданса, одержимости смертью и неприкрытого
оккультизма. Но обо всем этом забываешь раз и навсегда, в тот самый момент,
когда на сцену выходят люди в комбинезонах, раскачивают свисающие с потолка
лампочки и голос Бэланса начинает пульсировать ритмично и неотвратимо:
something... something... something... Не хочется вспоминать ни о Жане
Жене, ни о Пазолини, ни о Лотреамоне, ни о прочих классиках "неизъяснимых
наслаждений" -- всех тех, кого непременно упоминают в числе койловских
предшественников и вдохновителей. Их выступление -- переживание абсолютно
индивидуальное, свободное от всяческих культурных и контркультурных
аллюзий. То, что происходит на концерте, нельзя назвать получением
удовольствия или эстетическим опытом -- все, что творится на сцене, лежит
далеко-далеко от привычных сфер. Теперь невозможно хихикать над пациентами
Кашпировского, вскакивавшими некогда с мест и бешено вращавшими
конечностями, -- просто становится очевидно, что есть силы, сопротивляться
которым на самом деле невозможно. В конце выступления, когда под вспышками
стробоскопа мозг окончательно расплавился и был раскатан в тонкий блин
звуковым стопудовым катком, стало вдруг очень спокойно и легко. Неведомый
классик "черной" литературы Томас Лиготти рассказывал о похожих состояниях:
"И что бы я ни говорил, я не могу ни сопротивляться ей, ни выдать ее. Этого
не может никто, потому что здесь никого нет. Только это тело, эта тень, эта
тьма". Эта музыка будет вечной. Добавить нечего.