«Запрещенные» фильмы появились практически одновременно с появлением кинематографа, и критерии, по которым картины не разрешалось снимать и выпускать, во все времена были примерно одинаковыми, естественно, изменявшимися вместе с развитием или деградацией (кому что удавалось) общества. На экране запрещается показывать то, что не приветствуется в реальной жизни. Среди основных причин «табу» на кино можно выделить запреты, связанные с порнографией, насилием и извращением, а также запреты религиозного или политического характера.
Практически с того момента, как кино «вышло» на широкий экран, появилась и цензура на фильмы. В США в 1934 году был принят «Католический кодекс», запрещающий показывать некоторые части женского тела. В настоящее время несколько поутихли разногласия между католической церковью и кинематографом. Католические цензоры устраивали гонения даже на всемирно признанных режиссеров, таких как Паоло Пазолини. Впрочем, можно вспомнить шумиху, связанную с показом в России фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», трактующего историю Иисуса Христа неподобающим для христиан образом. Перед показом фильма на телевидении проходили настоящие пикеты, призывающие истинных христиан не смотреть этот фильм. А в Италии и Испании по требованию католической церкви была даже запрещена трансляция этого фильма по государственным телеканалам.
Вряд ли когда-либо исчезнут запреты на кино. И фильмы, содержащие откровенные извращения, скорее всего, в прокат не пропустят никогда. Я не говорю о подпольном порнорынке, где можно достать видеокассеты абсолютно любого содержания. Как раз об этом снят классный фильм «8 миллиметров» с Николасом Кейджем в главной роли: садизм, порнография и убийства в кино. В свое время нашумел фильм «Трахни меня» режиссера Корали (экранизация романа Депант): его показ был запрещен более чем в 23 странах мира за содержащиеся в нем сцены убийств и секса.
В современном кинематографе можно говорить о чем угодно, но лишь намеками. Например, в фильме «Живым или мертвым» есть сцена, в которой кобеля принуждают к сексу с женщиной, но сам секс на экране, конечно, не показан. До недавнего времени в наших кинотеатрах вообще невозможно было увидеть порносцен в художественных фильмах. Постепенно запреты меняются: к примеру, не так давно в кинотеатрах, а затем и по телевизору показали фильм Лео Каракса «Пола Икс», в котором была снята откровенная порносцена с инцестом, где брат (Депардье-младший) занимался любовью со своей сестрой.
Окунемся в нашу недалекую историю. В Советском Союзе спектр причин, по которым фильм мог быть запрещен к показу, был невероятно широк. Фильм могли запретить за содержание, порочащее власть, за убеждения людей, тем или иным образом связанных со съемкой фильма, или же просто по личному мнению руководителя или цензора. Например, фильмы гениального режиссера Милоша Формана у нас были запрещены из-за личности самого режиссера, бежавшего из Чехословакии непосредственно перед вводом туда советских войск.
Помните, не так давно было время, когда секс в нашей стране не существовал сам по себе, а в средствах массовой информации и в фильмах невозможно было увидеть ничего про «это»? Наши родители, собираясь с друзьями дома у счастливых обладателей видеомагнитофонов (большой редкостью по тем временам), смотрели эротику, а кому-то даже удавалось достать порно. Звук, правда, включали чуть слышно, опасаясь соседей, которые могли позвонить в милицию: просмотр порнографии грозил тюремным заключением. Об этом хорошо рассказано в современном российском фильме «Зависть богов», когда по наводке соседки нагрянула милиция, и героям грозила тюрьма. И за что! За то, что они смотрели шедевр Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже».
С тех пор времена изменились. «Последнее танго в Париже» уже давно показали по телевизору, запрещенную у нас в те времена знаменитую «Эммануэль» даже современные дети считают легкой и скромной эротикой, а на 23 Московском международном кинофестивале демонстрировался фильм «Интим», содержащий явные порносцены. В России многие фильмы были разрешены к показу Пятым съездом Союза советских кинематографистов, заставившим исчезнуть «полку», долгие годы накапливавшую запрещенные фильмы.
До сих пор в каждой стране существуют свои запреты в кино. К примеру, в нигерийском штате Кано после принятия его правительством закона шариата вообще запрещено снимать видеофильмы по той причине, что они оскорбляют ислам. И, к сожалению, многим зрителям так и не удастся посмотреть хорошие фильмы, по тем или иным причинам подпадающим под «ТАБУ».