Берлинале: пока без перемен
9 января 2002 г.
Стали известны первые подробности конкурсной программы 52-го Берлинского
фестиваля, который пройдет с 6 по 17 февраля. Окончательно программа будет
объявлена 29 января, однако сейчас уже известны девять фильмов, которые
будут бороться за золотых и серебряных "Медведей". Председателем жюри будет
индийский режиссер Мира Наир, удостоенная на прошлом Венецианском фестивале
"Золотого льва" за фильм "Свадьба в сезон дождей".
В этом году программа Берлинале вызывает особый интерес. У фестиваля новый
директор -- Дитер Косслик, неожиданно занявший этот пост вместо патриарха
фестивального движения Морица де Хадельна, безраздельного правившего 21
год. Сумеет ли самый демократичный мировой фестиваль, открытый не только
авторскому европейскому кино, но и Голливуду, и самым разнообразным
кинематографическим "волнам", докатывающимся до Европы из всех уголков
света, сохранить свою репутацию?
Пока что, кажется, ничего нового Косслик не предлагает. Среди заявленных
участников конкурса -- две американские картины, уже вышедшие в
американский прокат (главный соперник Берлина, Каннский фестиваль,
показывает в конкурсе только мировые премьеры): драматическая комедия Уеса
Андерсона о подросших вундеркиндах "Королевское семейство Тененбаумов" и
драма Марка Фостера "Бал чудовищ". Францию будут представлять берлинские
фавориты Бертран Тавернье (его предыдущий фильм "Это начинается сегодня"
удостоился в Берлине трех призов) с фильмом "Политика невмешательства"
(Laisser-Passez) и Франсуа Озон ("Капли дождя на раскаленных скалах"
претендовали на "Медведей" в прошлом году) с криминальной комедией "Восемь
женщин". Кстати, в этом фильме Озону удалось собрать фантастическое
созвездие французских актрис (Катрин Денев, Изабель Юппер, Эммануэль Беар,
Фанни Ардан, Даниэль Дарье и Виржини Ледуайен). Грек Коста-Гаврас ("Золотой
медведь" 1990 года за "Музыкальную шкатулку") покажет в конкурсе работу
"Аминь", как всегда, на актуальную социально-политическую тему -- о
сотрудничестве католической церкви с нацистским режимом. От хоть и бывших,
но все-таки "наших" в конкурсе участвует Отар Иоселиани с "Утром
понедельника".
Как всегда, в Берлине ожидаются интересные и нестандартные ретроспективы.
На этот раз главным событием станет программа "Европейские 60-е: бунт,
фантазия и утопия". Пока что нет информации о том, состоится ли
ретроспектива бодрой Лени фон Рифеншталь, которую, по слухам, де Хадельн
подготовил "в наследство" новому начальству. (Свой новый фильм "Подводные
впечатления" Рифеншталь планирует выпустить в США 22 августа 2002 года, в
день своего столетия). Но скорее всего Косслика все-таки отпугнет репутация
главной нацистской кинопропагандистки, укрепившаяся за режиссером "Триумфа
воли" и "Олимпии".
В основной программе, но вне конкурса состоятся премьеры завсегдатаев
Берлинале из числа живых классиков: свои новые работы представят американец
Роберт Олтмен, венгр Иштван Сабо и китаец Чжан Имоу. Так что пока пословица
"новая метла по-новому метет" подтверждения не получает. Единственный новый
штрих: на открытии фестиваля будет показано "Небо" одного из самых
талантливых немецких режиссеров Тома Тыквера ("Беги, Лола, беги",
"Принцесса и воин"), ранее в дружбе с Берлинале не замеченного (для
премьеры своих фильмов он обычно выбирал Венецию). Наконец-то Берлинский
фестиваль обратил внимание на новую волну в немецком кино.