На тройку с плюсом
15 февраля 2002 г.
Сразу несколько фильмов о трансвеститах и транссексуалах привлекли внимание
публики и критики во внеконкурсной программе Берлинского кинофестиваля.
Герой норвежской документальной ленты "Все о моем отце" Эсбен Бенестад --
респектабельный политик, врач, журналист, а по совместительству -- актриса
и сексолог Эсбен Пирелли. Герои немецкого фильма "Королевы не плачут" --
четверо берлинских трансвеститов, трое из которых ВИЧ-инфицированы. Но
самая колоритная компания подобралась в чудесной картине швейцарки Габриэль
Баур "Андрогины" (Venus Boyz, приз недели критики в Локарно): пять участниц
нью-йоркских шоу на наших глазах перевоплощаются в мужчин, уморительно
пародируя мельчайшие детали мужского поведения -- манеру подтягивать брюки,
ходить по земле так, как будто ты ее полноправный хозяин, поглаживать
бородку и петь хриплым голосом. Это Drag Kings -- женщины, которые с
помощью инъекций тестостерона и толстого скотча (им они обматывают тело,
маскируя грудь) решили заставить себя уважать в мире "мужских
шовинистических свиней".
К сожалению, жаргонное словечко drag переводится с английского не только
как "платье трансвестита", но и как "тоска зеленая". И это второе значение
также имеет непосредственное отношение к Берлинскому кинофестивалю.
Берлинале близится к концу, в воскресенье будут объявлены победители
(читайте о них в понедельник), но пока в неоправданно
раздутой конкурсной программе (23 работы) не появилось новых фильмов,
которые могли бы претендовать на статус события. По-прежнему лучшими
картинами конкурса, на мой взгляд, остаются драма Марка Фостера "Бал
чудовищ" и симпатичная детективно-музыкальная комедия Франсуа Озона "Восемь
женщин" (см. предыдущий репортаж вашего
корреспондента). Большие надежды возлагались на "Королевское
семейство Тенненбаумов" американца Уэса Эндерсона -- фильм имеет огромный
успех в США у публики и критики, номинирован на "Оскара" за лучший
оригинальный сценарий и может похвастаться необычным и эффектным актерским
ансамблем: главные роли исполняют Джин Хэкмен, Анжелика Хьюстон, Гвинет
Пэлтроу, Бен Стиллер, Билл Мюррей... Увы, история эксцентричного семейства
Тенненбаумов оказалась комедией для внутреннего пользования: высосанные из
пальца шутки и сентиментальная апология семьи в финале нравятся
американцам, наверняка понравятся и не слишком взыскательным европейцам, но
по гамбургскому счету -- это кино второго сорта, того самого, который, как
известно, не переносил Набоков ("В искусстве все сорта хороши, кроме
второго"). Самым неприятным для меня в этом фильме оказалось то, как умело
он маскируется под кино, которое могло бы мне понравится. Легкий тон
повествования и режиссерские кунштюки напоминают об "Амели",
многофигурность композиции и горько-сладкая ирония в изображении семьи -- о
классических "Великолепных Эмберсонах" Орсона Уэллса, но легкость
оборачивается натужной изобретательностью, а эпическая грусть --
сентиментальностью.
Приглашенные на берлинский конкурс многобюджетные американские и английские
проекты -- "Корабельные новости" Лэсса Хэллстрема с Кевином Спейси, Кейт
Бланшетт и Джулианной Мур, "Айрис" Ричарда Эйра с Джуди Денч, Кейт Уинслет
и Джимом Броудбентом -- свою роль сыграли. Звезды приехали на фестиваль, а
картины получили рекламу перед выходом в европейский прокат. Но всерьез на
награды они не претендуют. Разве что великая актриса Джуди Денч может
получить приз за роль писательницы Айрис Мердок, на закате своей жизни
безуспешно боровшейся с болезнью Альцгеймера. Но Денч свою награду уже
получила -- ее работа (как, впрочем, и работы Уинслет и Броудбента)
номинирована на "Оскара". К тому же сам фильм страдает от приступа
шизофрении: трагическая, болезненная история никак не укладывается в рамки
голливудского сюжета о борьбе и преодолении, куда ее безуспешно пытаются
запихнуть сценарист и режиссер.
Пожалуй, единственным приятным сюрпризом конкурса за последние дни стала
немецкая картина Андреаса Дрезена "Гриль-бар "На лестнице". Это скромная и
довольно банальная история о супружеских изменах привлекла внимание своим
ненавязчивым юмором и ярко выраженным восточногерманским, "советским"
колоритом (действие происходит во Франкфурте-на-Одере, где детей до сих пор
называют Машами и Гришами, а из окна высокого дома видна Польша). Что ж,
хотя бы одна из трех уже показанных в конкурсе немецких картин оказалась на
высоте.
Сюрпризов в последний момент можно ожидать от плодовитого корейца Кима
Кидука ("Плохой парень"), Отара Иоселиани ("В понедельник утром") и немца
Кристофера Рота ("Баадер"). Пока же явные претенденты на победу в
берлинском конкурсе -- Марк Фостер и Франсуа Озон.