И без Си-Си всего навалом на Руси
17 апреля 2002 г.
Сегодня на РТР показана последняя купленная каналом серия "Санта-Барбары"
-- 2040-я. Оставшиеся до финала 97 серий решено не покупать и не
показывать. На заре российской свободы, десять лет назад, первые серии
знаменитого сериала американской компании NBC действительно усадили к
экрану чуть ли не всех граждан новой России. Тогда "Санта-Барбару" смотреть
было куда более "интеллигентно", чем латинские страсти по "Просто Марии", а
калифорнийские богатые смеялись и плакали гораздо более убедительно, чем их
южноамериканские коллеги. И почти семь лет в лучшее эфирное время нам
показывали историю про две семьи заокеанских миллионеров. Однако постепенно
фильм из символа нового телевидения все больше превращался в надоевшего
родственника, что зудит, ноет, а не выгонишь. Первым ударом по "Барбаре"
стало объявленное в мае 1998-го решение генпродюсера РТР Александра Акопова
закрыть вечерний показ сериала. Впрочем, тогда он пообещал: "Сразу успокою
поклонников -- "Санта-Барбара" будет идти еще около четырех лет", но только
по утрам. После этого изменения, как следовало ожидать, рейтинг сериала
упал еще ниже, и в апреле 1999 года было объявлено о прекращении показа.
Тогда верные поклонники "Барбару" отстояли. Злые языки, впрочем,
утверждали, что канал таким образом пытался поднять престиж сериала, а
демонстрации на Шаболовке с лозунгами "Всем известно: без Си-Си невозможно
на Руси!" устраивали подставные фанаты. Сейчас на русском сайте поклонников
"Санта-Барбары" вновь идет агитация за включение в борьбу -- желающим
предложено заполнить купон протеста и послать его на РТР. "Прекращение
показа стало со стороны РТР еще большим плевком в лицо телезрителей, чем
закрытие "Санта-Барбары" в 1999 году. Ведь осталась "последняя миля", еще
чуть-чуть. Смотревшие сериал в течение 10 лет телезрители окажутся в глупом
положении. Это все равно, что читать книгу и в самом конце выяснить, что у
нее не хватает десяти страниц, в которых и заключена развязка". Те, кто не
верит в действенность слабого гласа народного, могут зайти на сайт и
узнать, чем все кончилось. Вот фрагмент синопсиса последней серии: "Мейсон
сидит со взорвавшимся бумажным пакетом на кровати рядом с Грэйси (которая
рожает. -- Ред.) Джулия дает необходимые советы им обоим. Внезапно
появляется младенец. Мейсон встает и смотрит под одеяло. Он в ужасе кричит,
что младенец уже здесь, и теряет сознание". В финале перед зрителями
предстают все оставшиеся в сериале герои, а последним -- "исполнительный
продюсер Пол Рауx, чье лицо не показывается, а видна только фигура. Раух
идет по полутемному павильону, где снималась "Санта-Барбара", за ним гаснет
свет. В последнем круге света он останавливается, бросает и тушит об пол
сигарету, переступает через нее и выходит за пределы кадра". Но этого
российский зритель не увидит уже никогда.
Такой довольно скомканный финал объясняется тем, что и на родине судьба
сериала складывалась непросто. Премьера в США состоялась 30 июля 1984 года.
Получив от Эн-би-си по тем временам огромную сумму в 30 миллионов долларов
сценаристы и продюсеры Бриджит и Джером Добсон запустили историю,
получившую небывало высокий рейтинг. Исполнители получали пачками "Эмми" и
другие престижные награды. Каждая серия обходилась компании в 400 тыс.
долл., а каждый актер получал в день примерно 2 тыс. долл. Но все
приедается. Исполнители, утомившись напряженным графиком, покидали сериал.
Менялись сценаристы и продюсеры. Добсонов отстранили, они через суд
восстановили свои права, потом, правда, опять ушли. Рейтинг понижался.
Продюсеры сериала с падением интереса публики боролись оперативно --
например, в 1988 году, по инициативе продюсера Джилл Фаррен Фелпс, в
"Санта-Барбаре" с небывалым для мира дневных мыльных опер натурализмом была
показана сцена изнасилования Иден ее гинекологом. Рейтинг немедленно вырос.
Конвейер продолжил работу.
Но 25 сентября 1992 года все-таки было объявлено о прекращении съемок.
Последняя серия "Санта-Барбары" в США вышла в эфир 15 января 1993
года.
В России в это время все еще только разгоралось -- сложные перипетии
отношений Локриджей и Кэпвеллов вовсю занимали аудиторию, а дневной
американский сериал еще украшал лучшие вечерние часы национального эфира.
Актриса Луис Сорель (Августа), приезжавшая в Москву, просила разуверить
тех, кто считает, что все американцы живут как герои ее сериала: "Мы хотели
отвлечь простых американцев от их повседневных проблем, показать им
своеобразную иллюзию той шикарной, для большинства неведомой жизни
калифорнийских богачей". Простые россияне тем не менее довольно долго
пребывали в уверенности, что им показывают их будущий образ жизни. Кстати,
влияние увиденного в первой вошедшей в каждый дом заокеанской сказке на
мечты наших граждан следовало бы изучить особо.
Теперь есть много отечественных образцов красивой и некрасивой жизни, но им
никогда не добиться такого градуса народной любви. Прощай, "Санта-Барбара",
тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. Но и смотреть уже
никаких сил нет.