Рай - любовь, как высшее блаженство
22 апреля 2002 г.
HEAVEN
Режиссер: Том Тыквер
Автор сценария: Кшиштоф Кеслевский
В ролях: Кейт Бланшетт и Джовани Рибизи
Смотрите в кинотеатрах.
Сняв свои последние, необыкновенные по простоте и гениальности, фильмы "Синий", "Белый" и "Красный", режиссер Кшиштов Кеслевский задумал воплотить в жизнь еще одну трилогию "Рай", "Ад" и "Чистилище". Ему суждено было написать всего лишь сценарий к первому из фильмов трилогии, зато какой сценарий! Несмотря на то, что после его смерти сценарий попадал в руки ко многим известным режиссерам, снять картину суждено было лишь Тому Тыкверу ("Беги Лола, беги", "Принцесса и воин"), мировоззрение которого очень точно вместило в себя понятие "Рая" Кеслевского. В подобном проекте, заранее благословленном свыше, режиссеру оставалось только отдаться всей душой съемкам, что он и сделал.
Получилась чудесная сказка о любви, родившейся, когда ее никто не ждал. Любовь струится с экрана, и странная история обретает смысл. Кейт Бланшетт и Джованни Рибизи образовали на редкость убедительный тандем, несмотря на то, что в последнее время Кейт уже успела примелькаться в большом количестве фильмов ("Талантливый мистер Рипли", "Человек, который плакал", "Властелин колец: братство кольца"), да и ее партнер за последние пять лет успел прославиться, снявшись у многих известных режиссеров ("Шоссе в никуда", "Спасая рядового Райана", "Девственницы самоубийцы", "Угнать за 60 секунд"). К счастью, слава не помешала обоим убедительно сыграть наивность и откровенность, что нередко удается лишь актерам, не уличенным в звездности.
Поначалу фильм может показаться странным или же наоборот, самым заурядным. Осмысление приходит потом, вызывая трепетную нежность. Картина как нельзя лучше показывает, что главное в жизни - это любовь, без которой сама жизнь теряет свою ценность. Актерам прекрасно удалось пронести через весь фильм дух близости и прекрасной спокойной обреченности. Что еще можно ждать от жизни познавшим высшее блаженство? Оригинальный аллегорический конец можно трактовать по-разному, но, искренне сжившись с героями, понимаешь, что название "Рай", кому-то кажущееся несоответствующим, на самом деле оказывается единственно верным, как внезапно озарившее откровение, сделавшее все вокруг понятным и легким. История любви учительницы-террористки и мальчика-полицейского, помогающего ей бежать из тюрьмы, как маленький солнечный лучик, надолго останется в вашем сердце.
Беликова Елена