Сегодня: 28 марта 2024 г.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
28 марта 2024 г.
Джерри Брукхаймер подтвердил работу над "Сокровищем нации 3"
Финал фильма ужасов "Винни-Пух: Кровь и мед 2" объяснили
Остин Батлер возглавит криминальный триллер Даррена Аронофски
Звезда "Джека Ричера" снимется у режиссера "Неудержимых 3"
Кукла-убийца Чаки вернется в новом полнометражном фильме

Новости кино в формате RSS 2.0


Ритмы любви

26 апреля 2002 г.

Дениса Евстигнеева уже столько раз спрашивали, не давило ли на него, что он сын известных родителей (отец – актёр Евгений Евстигнеев, мать – актриса и театральный режиссёр Галина Волчек), и "какие определяющие вещи появились у него благодаря отцу?" "Лысина!" – отшучивался режиссёр. Поэтому наш обозреватель Марина Кузнецова не стала выпытывать у Дениса Евгеньевича, чьё влияние он испытывал в большей степени: мамино, папино или дедушкино – Бориса Израилевича Волчека, знаменитого кинооператора и режиссёра. Но "наводящий" вопрос задала.

– Денис, почему кинематографический ген оказался всё же сильнее театрального?

– Для меня кино (хотя я почти 20 лет в нём работаю) до сих пор остаётся тайной. А театр я узнал рано и не с парадного входа. Там всё было обыденно и привычно. Магии театра я не ощущал, а кино меня потрясло. Например, для съёмок "Короля Лира" (моя мама там снималась) средневековую крепость "построили" из пенопласта. А озёра были сделаны из полиэтилена. Мой дедушка снимал фильм "Командир счастливой "Щуки" и брал меня на съёмки. Как сейчас помню разрезанную пополам подводную лодку. Представляете, какое впечатление всё это на меня произвело!

Денис Евстигнеев с актерами из фильма Займемся любовью

– Все три ваши картины – фильмы о современности. Их герои находятся на изломе нашей теперешней жизни. Как вы ощущаете современность? Для одних – это время утрат и сломанных судеб, для других – время подъёма и возможности самореализации.

– Десять лет назад я на этот вопрос отвечал сразу. Чеканными формулировками давал определения времени, любви. Сегодня (уж не знаю, признак ли это ума или его отсутствия) не готов давать чёткие ответы. Все мои фильмы – попытки разобраться, что это за время. То, что я снимаю картины о современности, – для меня принципиальный, главный вопрос. Хотя делать фильмы на современном материале – невероятно трудно. Можно скрыть фальшь, снимая фильм о XIX веке. В картине про сегодняшнюю жизнь, когда зритель является лучшим критиком, потому что он эту жизнь проживает каждый день, вы не можете себе позволить ни малейшей фальши. Сегодня многие режиссёры уходят в ретро, скрываются за костюмами, декорациями. Поверьте, так легче. А когда ты открыт и как на юру стоишь перед всем миром... Решение снимать фильм "Займёмся любовью" (картину не только о современности, но и о молодёжи) было даже не риском, а сумасшествием. Это пропасть, в которую мы шагнули. Но по реакции первых зрителей понимаю, что на её дно не рухнули.

– Название фильма – перевод английской фразы "Let`s make love". Но, посмотрев картину, понимаешь, что в названии присутствует двойственность. Всё вроде так легко, необременительно, а потом оказывается, что любовью надо "заниматься" всерьёз.

– Название нашего фильма кассовое. Пусть зрители, увидев название (довольно пошлое) на афише, подумают, что им предложат историю вроде "Американского пирога". Пусть зритель пойдёт на название – для меня это не важно. Важно – каким он выйдет. Если человек поймёт, о чём мы хотели рассказать, то выйдет он из кинозала совсем с другим словосочетанием: давайте займёмся темой любви. Для меня важна трансформация в самом зрителе. Прочитает он другой смысл в названии после просмотра или нет.

– В картине много забавных моментов. Улыбка, без сомнения, коснётся зрительских глаз. Но в основном я печалилась. Мне было так жалко этих ребят, ваших героев!

– Когда моему тестю Зиновию Ефимовичу Гердту говорили, что вчера посмотрели такой-то фильм, он спрашивал не хороший он или плохой, а "кого-нибудь жалко?" Если отвечали – "жалко", то он шёл смотреть картину. Я тоже считаю, что это самое главное. Ведь "жалко" – это когда у зрителя появляется эмоция, живое чувство. На фильм-ребус, фильм-шараду душа не откликается.

– Я сравнивала свою юность с юностью ваших героев. Да, студенты тогда тоже подрабатывали, а сейчас они (вы это точно показали в картине) "подучиваются" – не столько учатся, сколько работают. Один герой делит любимую девушку с каким-то телебоссом: жить на что-то надо. Другая героиня выходит замуж за старого, противного, но богатого дядьку, сбегает со свадьбы и гибнет по указке муженька. Не я придумала такую жизнь этим детям, но чувство вины перед ними не покидало меня весь фильм. Хотя, может быть, всё это не более чем старческое брюзжание. Кстати, вы специально лишили героев социальных корней? Ребята ни разу не обмолвились о своих родителях...

– Герои картины в основном говорят о сексе. Мы сознательно лишили фильм социальности. Родители – это уже мир взрослых. А нам со сценаристом Арифом Алиевым важны наши герои только внутри ими же созданного мира. Мы должны были решить ещё один вопрос – вводить ли в фильм наркотики? Они бы придали картине приземлённость, большее ощущение правды, но при этом ушло бы обаяние. Поэтому мы не касались темы наркотиков. А чувства вины у меня нет. Зато есть ощущение, что ребята разберутся в жизни, что это хорошее, сильное поколение. Поколение, которое намного лучше, чем моё. Я в ребят верю и их люблю. Только с такими чувствами можно начинать картину. У меня абсолютно светлое представление об их будущем. Каждый человек сам делает свою судьбу, и поэтому дидактика в фильме отсутствует. Я лишь хотел напомнить молодым людям о пути, каким можно идти в жизни. О чувствах, о серьёзности, о том, что есть несколько путей любви, несколько отношений к ней. Хотел рассказать историю, может быть, чуть романтизированную. Но в этой романтике – послание к молодым. Ко многому они, несомненно, придут сами: к неприятию цинизма, к серьёзным размышлениям о жизни, которые не могут заменить девизы из Интернета.

Кадр из фильма Займемся любовью

– В фильме снималось много не актёров. Кажется, вы впервые работали с непрофессионалами.

– Впервые, ведь не бывает отличных актёров в 18 лет. Вот пришли ребята на студию... Все такие разболтанные, необязательные, кто-то от зажима становился наглым. Говорили плохо... Но когда мы поработали вместе несколько месяцев, мне стало ясно, что всё это внешнее, наносное. Я понял, что молодые люди хотят реальной жизни, реальной, а не виртуальной интернетовской или дискотечной. Они хотят реальной ответственности, истинных чувств. Ребята очень серьёзно относились к съёмкам. Поначалу они думали, что кино – это сплошное веселье, "клёво", "супер", как они говорят. А то, что съёмки – это не "супер" они поняли на второй же день, когда им по двенадцать часов приходилось стоять в павильоне или на улице. Когда уже не хочется, а надо. И от них зависят сто человек съёмочной группы. Им было безумно тяжело, но когда съёмки закончились, некоторые (особенно девочки) плакали. Все они до сих пор живут фильмом, встречаются, дружат. Картина стала для них настоящим делом, и они готовы к делам, требующим большой отдачи, к трудностям и их преодолению.

– Денис, давайте поговорим о деле, которым занимаетесь вы. Я не наблюдаю расцвета в русском кинематографе, хотя, казалось бы, полная свобода – снимай себе, что хочешь и как хочешь.

– В стране, испытывающей такие трудности в экономике, он расцветать не может. Кроме того, кино – это прежде всего сюжет. Все сюжеты в мировом кинематографе давно отработаны. Поэтому кино начало высасывать сюжеты из пальца. Если говорить о реализме, которым я пытаюсь заниматься, то тут уже все тропинки исхожены. Найти сюжет – всё равно что найти бриллиант.
А в том, что произошло в нашем кино, виноваты все: режиссёры, критики, зрители, прокатчики, то есть люди, которые создают кинопроцесс. И признать вину должны все. Наша снобистская позиция, поиски шедевров и создание икон разлагают кино. У любого нашего режиссёра есть программа создания шедевра. А базового кинематографа не существует. Если появляется нормальный фильм для людей, он сразу ниспровергается как нечто недостойное. В этих условиях невозможно создать киноиндустрию. А шедевр – он и так появится.

– То есть без подлеска леса не бывает?

– Нет. Мы много лет выкорчёвывали этот подлесок. И поэтому снимаются потуги на шедевры. Режиссёр ведь не в тайге живёт, он же читает то, что о нём пишут, и думает: "Если так про нормальный фильм пишут, значит, надо снимать что-то эдакое, чтобы понравилось." И снимает эдакое, правой ногой за левое ухо. А фильм никто не видит, кроме 200–300 избранных, и картина быстро забывается. На мой взгляд, это абсолютно порочный круг, который надо разорвать. Можно понять критиков – в некоторых газетах просто не берут положительные рецензии. Можно понять прокатчиков – взяв фильм со Шварценеггером, они не испытывают никаких проблем, прокатывая русскую картину – они рискуют. А кинотеатры – их частное предприятие, они за него деньги заплатили. Сегодня протолкнуть русский фильм в прокат – просто подвиг. Когда фильм идёт в пяти залах (что на самом деле смешно), то пишут, что у него очень хороший прокат.

– "Займёмся любовью" – несомненно зрительская картина. Не вялая, не скучная. С бешеным ритмом. Ритмический водоворот, в который вы втягиваете зрителя, – ваше ощущение от нашего чрезвычайно быстрого времени?

– Время внутри фильма – главная категория в кино. Спрессовав или растянув экранное время, вы можете снять совершенно разные картины. В "Займёмся любовью" ритм особенно важен. "Локатор" у сегодняшних молодых людей работает раз в сто лучше, чем он работал у меня в их возрасте. В них входит намного больше информации за одну единицу времени. Выбор такого ритма для фильма – пропуск на территорию молодых. Монтируя картину, я сделал 16 склеек в минуту, обычно их 5–7, от силы – 9.

Кадр из фильма Займемся любовью

– Юноша, исполнивший главную роль, актёр? Поразительный парень. Таких чистых, наивных глаз, по-моему, и у школьников младших классов уже не найти.

– Кирилл Малов во время съёмок был студентом первого курса "Щуки". Он родом из Архангельска. Я до сих пор не могу себе ответить, играет ли он роль, потому что в жизни он ровно такой же, как в кино. Не знаю – это его маска или такие ребята ещё есть. Но, судя по тому, что за полгода он ни разу не вышел из образа и не прокололся... Представьте, после съёмочного дня, когда все устали и мечтали только об одном – послать это кино куда подальше, Кирилл обходил всю группу (70 человек), каждому говорил "до свидания" и пожимал руку. При этом в Кирилле нет никакой субтильности, он крепкий парень, мастер спорта по плаванию. Я его загадку так и не разгадал. Когда я впервые увидел Кирилла, то сразу понял: вот он, наш герой, которого мы безуспешно искали полгода. Ну не бывает таких совпадений! Словно высшие силы послали мне бесценную бандероль из Архангельска.

– Денис, вот вы говорите – трудно финансы на кино достать. А говорят, на всяческие тусовки и презентации банкиры, крутые бизнесмены иной раз забредают, с которыми можно о денежках на кино поговорить. А вы, насколько я знаю, совсем не тусовочный человек. Вы не амбициозны? Вам слава – тлен, а деньги – тьфу?

– Всё не так. Нет таких идиотов. И деньги меня весьма интересуют. Ровно для одной цели. Ответ будет несколько пафосным. Но, поверьте, мне деньги необходимы для того, чтобы продержаться от фильма до фильма. Это достаточно большой промежуток времени, в который, как говорит моя жена Катя, я ничего не делаю. Ходить на тусовки и искать нужных людей действительно не люблю. Да и кино сегодня в таком положении, что на презентациях вы не очень много денег найдёте, у банкиров особенно. Конечно, сумасшедшие есть, но, полагаю, они, как и я, на презентации не ходят.

– А когда вы "ничего не делаете", чем занимаетесь?

– Читаю, ищу сюжеты. В кино каждый раз всё начинаешь с нуля. Сейчас – пустота, которая возникает всегда после съёмки картины. Я только-только нащупываю направление, в котором хочу двигаться. После этого начну писать сценарий, если, дай Бог, что-то придумается. А потом искать деньги. Вот чем я занимаюсь. Но внешне ничего этого не видно, и я "ничего не делаю". Катя говорит мне: "Вынеси мусор" или "Ты что, не можешь лампочку вкрутить?"

– А вы действительно не можете?

– Могу, конечно, но не хочу.

Марина Кузнецова

Смотрите также:

- Люди в черном II: мозги отдыхают... [5 июля 2002 г.]


Другие новости за 26 апреля 2002 г.
Женщина в интерьере счастья
Красота по-каннски
Джульетт Льюис - защитник Сайентологии
Американцы проявили гуманность к артисту






ПОИСК
 
Новости
Скачать!
Магазин
Интернет
АРХИВ НОВОСТЕЙ
РЕКЛАМА
Новости кино Kinozavr.com в сети с 2006 года
Источники новостей: rol.ru и kinonews.ru