Любовь - это дьявол
20 мая 2002 г.
Режиссёр: Джон Мейбери
В ролях: Дерек Джэкоби, Дэниел Крэйг, Тильда Суинтон, Эйдриан Скарборо
Производство: Великобритания - Франция-Япония, 1999
Прокатчик: компания "Камер-Тон-Фильм-Русь"
Продолжительность: 90 мин
Психологическая драма
Реальная история гениального художника, черпавшего вдохновение в дебрях извращенных фантазий.
Если томления тела и страдания души сводятся к болоту пошлости, извращений, наркотиков и примитивизма, такого человека называют извращенцем, опустившейся мразью и массой похожих хлестких эпитетов. Когда же все те же черные пороки от грязных помыслов до крутого садо-мазо возводятся в культ неординарности, такого человека называют гением. Френсис Бэкон - изысканный и утонченный художник с кровавым восприятием окружающего мира и воспаленным до уродливости видением красоты, пронзительно и откровенно оживляющий свои взгляды на холсте. На его картинах болезненны даже краски, а изображения искаженно-разорваны и вывернуты наизнанку. На вопрос, как ты изображаешь чувства, Фрэнсис Бэкон отвечает просто: "Я лучше нарисую двух трахающихся мужчин". Это фатальное искусство, созданное обреченным художником с дьяволом в душе, приходящим в исступление при виде насилия. В одной из сцен показано, как он с восторгом законченного садиста наслаждается просмотром кадров знаменитого фильма Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", по мотивам которой он написал свою картину "Няня из фильма Броненосец Потемкин".
Один из запоминающихся и очень неординарных кадров: любовник художника, загнанный в тупик и уже предчувствующий неминуемую гибель, встает с постели, одурманенный кошмаром, и предстает перед зрителями в зеркале, отражающем кривой унитаз, изображенный на стене, как на сюрреалистической картине. Мужчина, покоренный чарами безумного гения-извращенца, мочится прямо на пол; при этом зеркало сопоставляет две реальности и выдает третью, не существующую вовсе.
Фильм очень точно передает состояние художника и всю атмосферу тусовок творческой богемы. Образ художника раскрывается на фоне его отношений со своим любовником Джорджем Даера, послужившим любимой моделью для лучших работ Бэкона. Сцены гомосексуального секса показаны со всем остервенением слияния тел в насилии и нежности. С экрана рвется откровенная страсть, доводящая до интеллектуального исступления и поражающая авангардной манерой съемок. Весь фильм состоит из череды кадров, каждый из которых можно рассматривать как произведение искусств: почти каждую сцену фильма можно остановить стоп-кадром, получив в результате законченное полотно. Культ смерти, некрофилии и животной похоти, кричащий с картин художника, блестяще передается благодаря суперавангардной работе оператора.
Беликова Елена