Второстепенные люди
27 мая 2002 г.
Украина, 2001 год, русский язык
Продолжительность: 100 минут
В ролях: Наталья Бузько (Вера) - играет и поёт
Сергей Четвертков (Доктор)
Никола Седнёв (Василий и его близнец)
Жан Даниэль (Жан)
Филипп Панов (Миша)
в эпизодах - "Маски-Шоу": Георгий Делиев, Владимир Комаров, В. Новак, Михаил Волошин
Картины Киры Муратовой можно не чувствовать и не принимать, но можно влюбиться в них однажды, окончательно и навсегда. В этом чувственном, гениальном и одновременно невообразимом режиссере исключена фальшь. Здесь искренне все: от любви и печали до анекдота и откровенного стеба. Уже из первых ее картин сочилась непохожесть, самобытность, отличная от фильмов других наших режиссеров. Муратова была авангардна для доперестроечных времен, современна она и сейчас. Ей удавалось поражать тогда, снимая "Короткие встречи" с Владимиром Высоцким, - один из редких советских фильмов о любви, который свеж и актуален и по сей день, не страдающий рабоче-крестьянской тематикой, вопящей об отсутствии сексуальности у советских женщин.
У гениального кино нет времени и срока устаревания. Менялись времена, и вместе с ними по-своему гармонично менялась Кира Муратова, всегда опережая жизнь, смотря на жизнь необыкновенно свежо и неординарно. Во многих ее фильмах (особенно это видно по "Второстепенным людям"), проскальзывает презрение ко всему "нормальному". Нормальность означает серость, тупость и толстокожесть. Мир Муратовой перевернут и искажен, он не прикрыт занавесками фальшивого счастья. Единственный герой, вызывающий теплые человеческие чувства - сумасшедший юноша, разбившийся о жестокость нашего лживого мира. Он с мечтательной наивностью собирает осколочки людских жизней, от ключей до открыток, и хранит их в альбоме, перелистывание которого режиссер с легкостью превращает в титры. Но это конец, а в начале нас ждут люди "нормальные", то есть те, кто приспособился к черствому безумию жизни и нашел в ней свое тепленькое местечко: богатые владельцы коттеджей, странный доктор, телеведущая, братья-близнецы и их сожительница - главная героиня, работающая на почте, поющая в хоре и присматривающая за недостроенным коттеджем колоритного "нового одессита".
Несмотря на то, что картина, раскрывая душевное обмельчание нашего мира, вызывает ощущение печали, это самая веселая работа Киры Муратовой, в которой гениальный режиссер одним лишь взглядом обнажает человеческие пороки, высмеивая, раздавливая и намеренно искажая. Что остается, когда, ускользая, исчезает любовь? Как жить после этого, и в чем смысл? Обо всем этом и режиссер снимает комически и с грустью. Кира Муратова и на этот раз не отходит от своей излюбленной темы смерти. Только, если в "Астеническом синдроме" все депрессивно-мрачно, в "Трех историях" все изысканно-безысходно, во "Второстепенных людях" все маниакально-весело. Весело до хохота, до печали, окрашенной необоснованной надеждой. Весело до "съезжания крыши". А одна из ключевых фигур картины - тоже труп, только уже настоящий; от него-то главная героиня и пытается избавиться весь фильм. Именно для усиления эффекта веселости в картине появляется колоритный одесский персонаж, человек-легенда, ходячий анекдот, Жан Даниэль, разбрасывающий выпендрежные жесты и фразы, которым суждено стать крылатыми. Он сводит счеты со старым знакомым из учительского прошлого, физкультурником, которому не в силах простить его расписание. "Урок-окно, урок-окно, …", - пафосно произносит Жан, и зал угорает со смеху.
Беликова Елена