Шанс был невелик
19 июня 2002 г.
Чухрай Г. Моё кино. – М.: Алгоритм, 2002.
После мемуаров "МоЯ война" Григорий Чухрай написал книгу "Моё кино". Это рассказ о непростом пути в кинематографе отнюдь не обиженного отечественными и международными призами и наградами создателя "Сорок первого" и "Баллады о солдате".
В момент поступления во ВГИК "...я понятия не имел ни о Сезанне, ни о Ренуаре. Об этюдах с воображаемым предметом только слышал. Шансы на успех были невелики". Бывшего десантника во ВГИК приняли. И он сумел создать шедевры.
Чухрай рассказывает, как непросто проходили съёмки "Сорок первого", какие конфликты случались с главным оператором Сергеем Урусевским. Вопрос встал остро: кто должен снимать фильм, режиссёр или оператор? Чухрай заявил: "Урусевский может снять хороший "Сорок первый"... Но мне дорога моя концепция, и мне нужен только мой фильм. Если группа во мне сомневается, я согласен уйти и уступить режиссуру Урусевскому". Группа поддержала Чухрая.
Григорий Наумович более 10 лет вместе с Владимиром Познером, отцом популярного телеведущего, стоял во главе Экспериментального творческого кинообъединения, в советское время с успехом внедрявшего в кинопроизводство принципы хозрасчёта.
"Именно здесь было снято большое количество фильмов, вошедших в золотой фонд советской кинематографии, – "Белое солнце пустыни" В. Мотыля, "Раба любви" Н. Михалкова, "Табор уходит в небо" Э. Лотяну, "Иван Васильевич меняет профессию" и "12 стульев" Л. Гайдая, "Если дорог тебе твой дом" Симонова и Ордынского, "Совсем пропащий" и "Не горюй" Г. Данелия... Решение экономических проблем было достижением нашей студии, а высокое качество снятых на ней фильмов и их феноменальный успех в прокате были следствием предложенной нами новой системы".
Чиновникам развитого социализма ЭТК было – нож острый. Эксперимент прикрыли.
Режиссёр с сожалением признаёт:
"Страна пошла по другому пути, и наш опыт никак не мог быть использован в обстановке всеобщей криминализации, которая господствует в нашей сегодняшней экономике. Мне предлагали организовать студию, подобную Экспериментальной. Я, естественно, отказался: не умею играть краплёными картами и обязательно проиграю".
Юрий Тихомиров