"Пианиста" все-таки покажут на ММКФ
25 июня 2002 г.
25 июня в рамках ММКФ состоится единственный показ фильма Романа Поланского(Roman Polanski) "Пианист"(The Pianist), который в мае этого года был награжден в Каннах высшей наградой фестиваля - Золотой Пальмовой Ветвью. Картина рассказывает о трагической судьбе знаменитого польского пианиста Владислава Шпильмана, оказавшегося вместе с сотнями тысяч польских евреев в гетто, которое было устроено фашистами в одном из районов Варшавы. "Пианиста" можно будет посмотреть в кинотеатре "Пушкинский" в 23.00.
Популярный пианист Владислав Шпильман играл на Польском радио в прямом эфире. Прямо во время концерта Варшава подверглась обстрелу немецкой армии. Город наполняется слухами, но все же население надеется, что все будет хорошо - союзники заставят немцев отступить, польская армия даст отпор. Иллюзии обрушатся в одночасье - фашисты оккупируют Варшаву. Дальнейшие события будут происходить с быстротой молнии - евреев заставят надевать нарукавные повязки с изображением звезды Давида, у них конфискуют имущество, и, наконец, загонят в гетто. 500 тысяч человек - в маленький квартал!
Но и на этом злоключения бедного народа не закончились - их начинают грузить в товарные вагоны и отправляют в неизвестном направлении. Шпильману чудом удается избежать участи своей семьи и остаться на работах в гетто. Спустя несколько месяцев он бежит и при помощи старых знакомых скрывается по разным квартирам в Варшаве. Он умирал от голода, замерзал суровой зимой, боясь развести огонь, чтобы не привлечь внимания, оставался без воды, когда в Варшаве перестал работать водопровод. Но он выжил и после войны опять стал одним из лучших польских пианистов.
Роман Полански снял очень крепкое, профессиональное кино. За 2.5 часа экранного времени режиссер на примере судьбы одного человека показал историю целого народа. Причем, надо отдать должное - фильм смотрится на одном дыхании. В нем нет ни одного ненужного кадра или провисшей сцены. Но с другой стороны, именно эта выверенность и оставляет в итоге чувство какой-то неудовлетворенности. Почему-то, не покидает ощущение, что таких фильмов было снято уже довольно много. И становится понятно, почему зрители в Каннах с недоумением восприняли решение жюри, которое наградило "Пианиста" высшей наградой фестиваля. Общее мнение было таково - фильм надо было наградить премией за режиссуру, которая и вправду очень хороша.
Злые языки шутили, что возглавлявший жюри Дэвид Линч поддался на магию слова "Пианист". Ведь фильмы, в названии которых упоминается пианино, неизменно получают в Каннах "Золотую Ветвь". Так было с картиной "Пианино" Джейн Кэмпион, а в прошлом году та же участь постигла "Пианистку" Михаэля Ханеке.