На Венецианском кинофестивале Россию представит фильм Андрея Кончаловского "Дом дураков"
30 августа 2002 г.
"Бедные умом люди могут быть очень богаты сердцем". Эту цитату из Фазиля Искандера Андрей Кончаловский повторял себе и всем пока работал над картиной "Дом дураков". "Дом дураков" - киноистория о том, как пациенты одного психдиспансера где-то на границе Чечни и Ингушетии остались без опеки медперсонала, вообще без опеки и в кольце войны. В телерепортаже несколько лет назад Андрей Кончаловский, так он сам говорит, увидел прототипов нынешних своих киногероев. Кто-то беспомощностью больных людей тогда пытался воспользоваться, кто-то хотел им помочь. Война в обоих случаях была рядом. Андрей Кончаловский: "Эта история мне показалась интересной в силу того, что сама война по себе является отклонением от нормы, - и где люди более нормальны: внутри, в стенах этого заведения, или вне стен..."
"Полет над гнездом кукушки. 21-й век". Так однажды Андрей Кончаловский сам отозвался об этом своем кинопроекте. Но тут же уточнил: с картиной Формана "Дом дураков" роднит разве что место действия. Сценарий Кончаловский написал сам. Юлии Высоцкой, жене, расписал главную роль. Собрал команду, в ней оператором - Сергей Козлов, он уже работал с Кончаловским над "Одиссеей", композиторами Эдуард Артемьев и Брайан Адамс. И приступил к съемкам. В реальной психбольнице номер 26 в Москве, в Выхино. С реальными ее пациентами в качестве артистов массовки. Работать пациентам врачи разрешили. Юлия Высоцкая с пациентами психбольницы, артистами массовки в данном случае, под одной крышей провела около двух месяцев.
Брайана Адамса, он снялся в фильме в роли возлюбленного главной героини, нормальность работы на съемочной площадке рядом с не вполне нормальными людьми поразила. На представление картины прессе артистов массовки Андрей Кончаловский привел с собой. Кто-то из репортеров одному из них задал вопрос: хотите ли еще сниматься в кино? И получил ответ: "Да, а вы?". "Дом надежды" - документальный фильм с таким названием о выхинском психдиспансере и его пациентах Андрей Кончаловский решил снять, когда работа над фильмом художественным была завершена.