Арсений и Андрей
3 сентября 2002 г.
Волкова П. Арсений Тарковский: Жизнь семьи и история рода. // Андрей Тарковский: Архивы. Документы. Воспоминания. – М.: ЭКСМО-Пресс; Подкова, 2002.
Андрей Тарковский. – /Сост. Ярополов Я./ – М.: Алгоритм, 2002.
Андрей Тарковский, ЧьЁ 70-летие отмечали в этом году, пожалуй, самый крупный русский кинорежиссёр второй половины XX века. В двухтомнике Паолы Волковой, удачно дополняемом сборником Я. Ярополова, исследуется история рода Тарковских, подарившего миру не только режиссёра-философа, но и поэта-философа.
Автор отстаивает кавказское происхождение рода от шамхалов Тарковских, потомки которых стали русскими дворянами и перешли в православие. Замечу, что сестра Андрея, Марина, говорила о польском происхождении рода, и эта версия кажется убедительнее, учитывая, что отца Арсения звали Александр Карлович.
В двухтомнике публикуется и главная книга Андрея – "Запечатлённое время", воспоминания первой жены режиссёра Ирмы Рауш, Андрея Битова, Марка Розовского, Григория Померанца и других. В сборнике Я. Ярополова кроме интересного анализа фильмов мы находим воспоминания В. Малявиной о романе с Андреем, мемуары В. Юсова, М. Ромадина, Э. Артемьева, М. Ромма и др., а главное – сценарий фильма-реквиема немца Эббо Демонта "В поисках утраченного времени".
"Все мои фильмы – о внутренней двойственности человека. О его противоречивом положении между духом и материей, между духовными идеалами и необходимостью существовать в этом материальном мире. Этот конфликт является для меня самым главным".
В текстах почти всех мемуаристов сквозит неприязнь ко второй жене Андрея, Ларисе. Демонт утверждает, что Тарковский её "всерьёз считает ведьмой" и в "Жертвоприношении" воздвигает супруге "сомнительный памятник, показав эту величайшую эгоцентристку с величайшей точностью".
Справедливость требует и Ларисе предоставить слово. Очень интересно было бы прочесть её мемуары.
Евгений Комаров