Надену я черную шляпу
5 сентября 2002 г.
Официально мероприятие именуется Открытым фестивалем кино стран СНГ и
Балтии и проходит в городе-здравнице одиннадцатый раз. В этом году жюри под
предводительством директора ГМИИ им. Пушкина Ирины Антоновой (по традиции
жюри "Киношока" неизменно возглавляет, как формулирует пресс-релиз,
"человек культуры, не имеющий отношения к кинопроизводству, но чья
компетентность и беспристрастие достойны искреннего восхищения") будет
судить конкурс, состоящий из тринадцати фильмов из России, Узбекистана,
Латвии, Армении, Украины, Казахстана, Эстонии, Литвы, к которым прибавились
российско-белорусская и российско-французская копродукции. Среди конкурсных
картин -- "Сердце медведицы" Арво Ихо, известное по последнему ММКФ, новый
фильм автора знаменитой ленты "С днем рождения" Ларисы Садиловой под
названием "С любовью. Лиля", "Ковчег" -- полнометражный дебют Юрия Кузина
(известного по короткометражному "Левше" о юном Адольфе Гитлере в школе и
дома), а также заведомо значительный фильм классика современного мирового
искусства, некрореалиста и метафизика Евгения Юфита "Убитые молнией".
Еще одна чертова дюжина лент, но только поменьше, составила программу
"Короткий метр". В конкурсе детского кино ретроспективно собраны фильмы для
детей и юношества за несколько лет -- от последнего фильма Валерия
Приемыхова "Кто, если не мы" до недавнего кинотавровского лауреата, дебюта
Андрея Прошкина "Спартак и Калашников". Планируется также небольшая
"Украинская панорама" (включающая в себя среди прочего малоизвестный
визионерский шедевр Бориса Ивченко "Пропавшая грамота" 1972 года) и
традиционная фестивальная забава "кино на площади", где кроме последних
хитов вроде "Кукушки" или "Звезды" можно будет, скажем, несколько
неожиданно посмотреть чаплинские "Огни большого города".
В третий раз на фестивале пройдут "Открытые ночи видео", включающие в себя
нон-стопы из видеоклипов, видеоарта и игровых видеокартин. На последней
пресс-конференции "Киношока" составитель фестивальных программ Сергей
Землянухин пообещал: "По ночам будет много трэша". Авансы интригуют, тем
более, что среди заявленных опусов обнаружился, например, фильм Виктора
Тихомирова "Б.Г. Лев Толстой". Не так давно в средствах массовой информации
промелькнули фотоснимки Бориса Гребенщикова, прикинутого под пророка из
Ясной Поляны, -- босиком, с бородой, с просветленным взором и с
сельскохозяйственными инструментами в руках. Можно смело сказать, что
ничего более вопиющего и несусветного (в лучшем смысле этих слов) мы
никогда не видели. Если доведется увидеть, как Борис Борисович в таком виде
будет двигаться по экрану, -- жизнь можно считать прожитой не зря.