Road to Perdition Режиссер: Сэм Мендес (премия "Оскар" за фильм "Красота по-американски") Сценарист: Дэвид Сэлф В главных ролях: Том Хэнкс, Пол Ньюмэн, Джуд Лоу, Дженнифер Джейсон Ли, Стэнли Туччи, Дэниел Крэйг, Лайэм Эйкен, Тайлер Хоучлин Производство: Dreamworks Pictures, 20th Century Fox; 2002 г. Официальный сайт: www.RoadToPerdition.com Прокатчик в России: Компания "Гемини Фильм" Российский релиз: 24 октября 2002 г.
Картина, показывающая криминальную Америку тридцатых годов, полностью стилизована под старое доброе гангстерское кино. Весь фильм построен на искусном использовании классических голливудских штампов. Первое, что сразу всплывает в памяти, это "Однажды в Америке" и "Крестный отец" - романтичное и восторженно-убедительное кино, ни на минуту не вызывающее сомнений в серьезности происходящего. "Проклятый путь" уверено шагает по стопам старых классических фильмов про крестных отцов, касаясь одной из самых древних и неразрешимых проблем - взаимоотношений отцов и детей, в данном случае на фоне напряженной атмосферы свистящих пуль. Все снято традиционно, с должным накалом страстей и с намеками на задор гангстерской жизни, окрашенной в немую печаль смерти.
Зрители попадают в предсказуемо-знакомую атмосферу: дома, машины, типично опрятный облик жены в интерьере ухоженной кухни, семейный ужин и револьвер на кровати. Нетипичен, пожалуй, лишь Том Хэнкс, которому пришлось сыграть новую для него роль гангстера поневоле, человека с ловкостью убивающего и, тем не менее, испытывающего скрытое отвращение к своему делу. В последнее время актеру везет на одиночное выживание в экстремальных условиях. В "Изгое" он борется, пытаясь выжить на необитаемом острове, здесь же, наоборот, волей глупой случайности он попадает в гущу мафиозных разборок и встает один на один против самых влиятельных людей. Автоматные очереди сменяют редкие пистолетные выстрелы, выбора нет, актуален лишь один вопрос: кто кого? Кому из отцов удастся спасти своего сына?
Несмотря на главную и сыгранную с душой роль загнанного в тупик убийцы Тома Хэнкса, в фильме есть еще один персонаж второго плана, которому удалось превзойти остальных действующих лиц и в результате сыграть решающую партию, журналист-убийца, фотографирующий трупы в первые мгновения смерти и наслаждающийся эстетикой мертвого тела. Джуд Лоу вносит в действие свежую струю и разбавляет компанию чопорных заурядных типажей, неспособных в принципе ничем удивить.
Кажется, режиссер наслаждается процессом съемок, уподобляясь своему герою-фотографу, играя с сюжетом и несколько раз изменяя концовку. Казалось бы, вот он, конец, но нет, история продолжается, в конце концов приходя к своему логическому завершению. Ничего нового о гангстерской жизни мы не узнаем, разве только то, о чем и так несложно догадаться: оказывается, в далекие тридцатые на удивление легко было грабить банки, а любимый праздник в гангстерской среде - это пышные похороны, дающие чудесную возможность встретиться, пообщаться, попеть песенки и меланхолично поиграть с крестным отцом на пианино в четыре руки.