"Знаки": нудное ожидание конца света
21 октября 2002 г.
Signs
Touchstone Pictures
Режиссер: М. Найт Шьямалан
Сценарий: М. Найт Шьямалан
Продюсеры: Фрэнк Маршалл, Сэм Мэрсер
В ролях: Мел Гибсон, Хоакин Феникс, Черри Джоунс
Картину представляет: сеть кинотеатров "Империя кино" и кинокомпания "Каскад фильм".
Смотрите с 17 по 30 октября в сети кинотеатров: "Империя кино" - "Прага", "Горизонт", "Киргизия", "Стрела", "Мечта", "Экран", "Аврора", "Солнцево", "Ленинград"
Оказывается, даже настолько зрелищную тему, полную давно выработанными клише и заработавшую себе стопроцентную зрительскую симпатию, можно исказить до неузнаваемости. Изменяя что-либо, путая карты, задавая новые правила игры, смешивая несовместимые законы жанров, вводя в заблуждение, режиссер, как минимум, должен точно знать, чего он добивается. Знал ли это режиссер "Знаков"? Наверняка. Вот только для многих его замыслы так и останутся непонятыми.
Итак, беспроигрышный сюжет: нашествие инопланетян на землю! Но ожидаемый яркий, динамичный, наполненный спецэффектами экшен, становится меланхоличным, вяло продвигающимся действом, персонажи которого показаны унылыми и заторможенными. На всех без исключения героях лежит накрепко прилепленная метка печали, проявляющаяся даже в редкие моменты юмора, отдающего легким привкусом дебилизма в стиле "Бивиса и Батхеда". Режиссер попытался в рамки серьезного кино втиснуть элементы пародийности, тяжелого драматизма, фантастики, комедийности, мистики и много чего еще, отчего вся серьезность картины рассыпается в пыль. Вот это смешение жанров! Только блюдо из столь разнообразных компонентов получилось странноватое.
Впрочем, картина все доходчиво и популярно объясняет, доказывая правильность и необходимость именно такой схемы развития событий. Начинается все многообещающе - недавно овдовевший священник и его двое детей находят на принадлежащем им кукурузном поле знаки огромных размеров, явно указывающие на мистику или инопланетных существ. Неплохая заявка на интересное кино, заставляющая ожидать дальнейшего развития событий. Происходящее же действие сужает полет нашей фантазии ограниченным пространством уединенного жилища священника, отчаявшегося в вере. Весь фильм герои пребывают в томительном ожидании конца света, заставляя нас глазеть в их телевизор, поскольку все главные события происходят именно в нем. Из телевизора мы и узнаем о летающих тарелках и пришествии воинственно настроенных инопланетян. В награду за пару часов ожидания зрителям все же показывают несколько насыщенных и ярких эпизодов с парочкой инопланетян во весь рост. В оставшееся время мы недоумеваем, зачем в рамках фантастического сюжета понадобилось делать героев такими несчастными. Маленькая девочка с легкими проблесками живого взгляда страдает редкой формой мнительности - вся вода ей кажется вонючей и отравленной микробами, мальчик страдает астмой, хватаясь за ингалятор даже от незначительного волнения. Поначалу кажется, что таким образом создатели фильма пытаются продемонстрировать нам переживания маленького актера, не способного иначе передать свои эмоции. Но не все так просто: если вы потерпите и не сбежите раньше, режиссер все объяснит. До того же момента вам останется лишь недоумевать, почему, забывая про фантастику, нам с Мелом Гибсоном то и дело приходится погружаться в удручающие воспоминания, болезненно иллюстрирующие подробности гибели его жены и потреблять неприкрытую рекламу кока-колы. Впрочем, Мела Гибсона упрекнуть не в чем: возьми режиссер на главную роль вместо него героя предыдущей своей картины "Шестое чувство" Брюса Уиллиса, уверяю, и тому не удалось бы оживить ситуацию.
Елена Беликова