ОБЪЕМНЫЕ МУЛЬТИКИ: у него были свои тараканы
29 января 2003 г.
29 января 1920 года Уолт Дисней получил свою первую работу как художник в фирме "Канзас-сити слайд компани" с окладом 40 долларов в неделю. Именно поэтому сегодня мы говорим о мультфильмах.
Но задолго до начала торжественного шествия Диснея по умам, сердцам и глазам детей и взрослых всего мира другой человек сделал с умами и сердцами человеческими невероятное... И, конечно, посредством мультика.
Начало
В начале прошлого века, пока весь мир только раскачивался и пытался освоиться в новой области искусства под названием кинематограф, в России зарождалась мультипликация.
Основоположником отечественной мультипликации стал художник-аниматор Владислав Александрович Старевич (1882 - 1965). Он придумал объемную мультипликацию, став родоначальником кукольных мультиков.
Первые объемные мультфы с участием кукол родились в России в 1911 году. Мультфильм Старевича "Стрекоза и муровей", снятый в 1913-м, признан настоящим шедевром мировой мультипликации.
Об основателе
Владислав Александрович Старевич родился и жил в Литве. Увлекался фотографией, играл в любительском театре, рисовал карикатуры, собирал жуков, бабочек и прочих насекомых и одновременно служил чиновником.
Однажды талантливого декоратора заметил Александр Ханжонков и предложил ему переехать в Москву. Работая на фабрике Ханжонкова, Старевич открывает в себе множество талантов: он занимается комбинированными съемками, трюками и даже спецэффектами.
Успех!
В 1912 году Старевич снимает первый в мире объемный мультипликационный фильм "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами".
После революции мультфильм переименовали в "Куртизанку на троне". Он имел такой успех, что его показывали беспрерывно до середины двадцатых годов. Оригинальность сюжета заключалась в том, что все человеческие роли исполняли жуки. Причем режиссеру удалось это сделать так ловко, что зрители просто умирали со смеху.
Плодотворно работая, художник-аниматор в том же году создал мультфильмы: "Рождество обитателей леса", "Авиационная неделя насекомых", "Месть кинематографического оператора", "Веселые сценки из жизни животных".
А в 1913 году Старевич снял знаменитый мультфильм "Стрекоза и муровей", который был признан настоящим шедевром мировой мультипликации. Царь Николай закупил картину для экспорта, и она стала жемчужиной раннего русского кино. Многие всерьез думали, что Старевич собирал мертвых животных и снимал их, на самом же деле, все персонажи были сделаны руками из пластилина. Совершенно невозможно было отличить искусные поделки от реальных насекомых. Все двигалось и жило, движения и пластика кукольных героев ничуть не уступала поведению живых героев, а порой даже и превосходила их.
Новые изобретения
В фильме "Пьянство и его последствия" Старевич опять-таки первым поместил в одну картину кукольных персонажей и живого актера, звезду немого кинематографа Ивана Мозжухина.
В 1919-м году гениальный мультипликатор покинул Россию, переехав в Париж.
В 1923-м за поэтическую сказку "Голос соловья" в Америке он был награжден аналогом современного "Оскара" - золотой медалью.
В тридцатые годы Старевич сделал еще один прорыв в мультипликации - оживил лица мультяшных героев, еще в одном шедевре, кукольном фильме "Рейнеке Лис", снятом по произведениям Гете. Герои Старевича научились изменять выражения лица, живо реагируя на происходящее.
Финал
Как это частенько встречается с людьми по-настоящему талантливыми и трудолюбивыми, в конце жизни Старевича поджидала бедность: он умер всеми забытый, в полной неизвестности, унеся с собой все секреты гениального сотворения оживающих кукол.