"ЧАСЫ": ковыряясь в накладном носу Николь Кидман
8 апреля 2003 г.
Режиссёр: Стивен Долдри
Композитор: Филипп Гласс
В ролях: Мэрил Стрип, Джулианна Мур, Николь Кидман, Эд Харрис
Три женщины, три времени и одна книга, прочитать которую на языке оригинала заставляют каждого студента факультета филологии иностранных языков. Темный кинозал, реклама на улицах и в метро, неумолимое желание спать - очень скучно.Стивен Долдри, три года назад снявший свой блестящий дебют "Билли Элиот", выбрал для экранизации роман Майкла Каннингема и пригласил на главные роли трех фундаментальных актрис сегодняшнего Голливуда. При таком раскладе промашки быть не могло!
Николь Кидман - это писательница Вирджиния Вульф. Сражаясь с наступающим безумием, она грезит суицидом и пишет, ставший впоследствии знаменитым, роман "Миссис Дэллоуэй".
Вирджиния Вульф неказиста и длинноноса, а Николь Кидман шикарна и соблазнительна. Когда фильм только снимался, продюсеры хотели скрыть от пытливых журналистов то, что длинный нос Николь Кидман сыграть никак не может - пришлось делать накладной. Но сама Николь, которой после развода с Крузом сам черт не брат, скрывать искусственный нос не захотела. Так на ее месте поступила бы любая женщина.
Джулианна Мур - некая Лора Браун, живущая в пригороде Лос-Анджелесе конца Второй мировой войны. Она без устали читает один, к этому времени уже ставший знаменитым, роман "Миссиc Дэллоуэй". И кроме этого романа не любит никого до такой степени, что внезапная близость с соседкой, больной раком, сводит ее с ума. Она собирает косметичку и однажды исчезает, бросив на произвол судьбы синеглазого сынишку Ричарда.
Поцелуй Джулианны Мур с Тонни Коллетт эротикой и не пахнет. Так кидаются друг к другу одинокие люди, привыкшие улыбаться на публике, тайком мастурбировать в ванной и бесшумно плакать.
Мэрил Стрип (или Кларисса Вон), третий кит "Часов", живет в Нью-Йорке, покупает цветы в чудесной маленькой лавочке и являет собой положительную во всех отношениях американскую женщину средних лет. Правда, у нее есть свой маленький изъян: она давным-давно любит умирающего от СПИДа поэта-гея, живет с женщиной, к которой привыкла, и не знает - чего же ей нужно от собственного существования. Поэт-гей по имени Ричард в шутку называет ее "мисс Дэллоуэй" и рассказывает истории о своей матери, исчезнувшей однажды. Ричарду кажется, что мать покончила жизнь самоубийством.
Стивен Долдри выудил на свет божий идею, которую в последние пять лет не пользовал только ленивый: живите сегодняшним днем, принимайте людей такими, какие они есть, и позволяйте себе быть самим собой - сплошной live & let live.
Маститые актрисы придали "Часам" значительность и важность. Политкорректность превратила маститых актрис в лесбиянок и привлекла к "Часам" тех, кто раньше признавал только Голубого Берлинского Медведя. Мысль о тотальном одиночестве всех живых существ, должно быть, объединила зрителей, пришедших в кинозал. Но за какие заслуги Николь Кидман получила "Оскара"? Неужели за нос-муляж?
Режиссер Стивен Долдри обладает прекрасным чувством ритма. Он умело нанизывает на одну нить кинообразы и кинокадры, выстраивая из раздробленных кусочков единое качественное произведение. Похвал достоин монтаж Питера Бойла, несмотря на то, что в последний момент заветная статуэтка уплыла к Мартину Уолу, колдовавшего над монтажом "Чикаго". Композитор Филип Гласс создал музыку, соединяющую обрывки веков в цельную жизнь... Картина "Часы" значилась в девяти номинациях на премию национальной киноакадемии, а "Оскар" достался лишь Николь Кидман.
Хотите получить "Оскар"? Сыграйте одноногого чернокожего трансвестита, нашедшего смысл мироздания между двумя булочками остывшего гамбургера.