"Догвилль": удар фон Триера по государству Х
3 июля 2003 г.
"Догвилль", 2003 г.
реж.: Ларс фон Триер
Кто нам сегодня расскажет о природе американского государства и сущности его гражданина? Опять Вы, Триер? Ну, прошу Вас...
30-е года двадцатого века. Маленький городок Догвилль. Спокойная, предсказуемая жизнь уравняла его немногочисленных граждан – недоразвитого полуинженера, мечтающего философа, уборщицу негритянку, ворчливого садовника, преподавателя греческого искусства – принцип равенства для всех. Утро – день – вечер – ночь – утро – день – вечер...
Из темноты появляется фигура незнакомого человека. Это – женщина. Одним жителем становится больше. Какое-то чувство подсказывает, что встреча иммигранта и Догвилля окажется для одного из них роковой.
Указанной встречи, а именно первой части так называемой "американской трилогии", зритель ждал давно. Слухи о том, что Ларс фон Триер опять снимает что-то необычайно оригинальное и шокирующее, интриговали всех.
Одни писали, что исполнительница главной роли Николь Кидман будет весь фильм ходить обнаженной и подвергаться жутким изнасилованиям - перепутали с "Необратимостью".
Другие утверждали, что над Кидман издевается сам режиссер, гримируя ее на съемках до неузнаваемости - перепутали с "Часами".
А Триер действительно удивил. Всем известный спекулянт человеческими эмоциями не стал на этот раз колоть иголкой ребенка, а просто нашел асфальтовую площадку, расчертил ее мелом, пригласил своих соратников по цеху и снял на пленку трехчасовое зрелище в лучших традициях театра. Такого, каким его видели древние греки - вот вам гипербола, метафора, метонимия, а вот - десяток олицетворений и еще целый воз других приемов. Минимум эмоций и максимум мысли – итог снятой режиссером картины.
С одной стороны, "Догвилль" - это кладезь размышлений и для размышлений, с другой – повторный идеологический удар гениального датчанина по государству Х. Первым ударом была "Танцующая в темноте".
С одной стороны, мы утопаем в бездне созданных режиссером образов, отсылающих, в том числе, к предыдущим работам мастера, с другой – становимся свидетелями еще одной скандальной провокации со стороны Ларса фон Триера.
Авторский фильм на сто процентов, "Догвилль" является также запретной и оттого чрезвычайно захватывающей книгой, поделенной на девять глав. Вопрос ее гениальности каждый решит для себя сам, вопрос гениальности "писателя" обсуждению не подлежит.
Спасибо, Триер. Оценка "отлично" за... смелость.