Откуда есть пошла цветная фильма
4 июля 2003 г.
В главном здании Музея архитектуры по адресу Воздвиженка, 5 открылась выставка, переехавшая в Москву из Русского музея в Санкт-Петербурге, где она была частью юбилейных торжеств и входила в официальную программу президентов России и США.
Выставка эта называется "Чудеса фотографии" и представляет наследие изобретателя цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского из собрания Библиотеки конгресса США.
Библиотека конгресса США хранит архив из 1900 тройных цветоделенных негативов Прокудина-Горского.
Название "Чудеса фотографии" произошло от названия последней выставки фотографа в России в марте 1918 года.
На этой выставке, открытой в Николаевском зале Зимнего дворца, были представлены фотографии Прокудина-Горского, сделанные им во время путешествий по Российской империи.
Путешествия совершались с благословения императора Николая II до первой мировой войны.
В период с 1909 по 1915 год фотограф объездил 11 регионов империи, перемещаясь в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения.
Целью Прокудина-Горского было фотодокументировать Российскую империю с помощью "оптических цветных проекций".
Его фотолетопись делится на главы: 1) города, архитектура, религиозные святыни; 2) этнос; 3) транспорт и достижения инженерии; 4) экономическая жизнь империи (работа ремесленников, рабочих и крестьян).
Так, фотограф сохранил для нас во всех подробностях и даже во всех красках империю времен последнего ее царя.
Прокудин-Горский был по духу просветителем и использовал свои фотодокументы в качестве "слайд-шоу" к образовательным лекциям по истории России.
В те времена его лекции были чем-то вроде современных киносеансов в супернавороченном кинотеатре IMAX.
Ведь цветные фотографии ничего общего не имеют с распространенными в то время черно-белыми отпечатками с добавлением цвета.
Используя светофильтры, Прокудин-Горский раскладывал изображение на три основные части спектра: красный, синий, зеленый.
Его фотоаппарат экспонировал одну продолговатую стеклянную пластинку три раза в быстрой последовательности через эти три цветных фильтра.
Потом Прокудин-Горский печатал стеклянные диапозитивы и проецировал их через волшебный фонарь собственной конструкции.
Волшебный фонарь Прокудина - это три проектора, поставленных друг на друга.
Изображения проецировались через три линзы и совмещались в одной точке на экране.
Вот вам и начало цветного кино и цветной фотопечати.
После отъезда фотографа за границу (1919) негативы кочевали в чемоданах семьи Прокудина-Горского по странам Европы.
В 1944 году фотограф скончался в Париже, а в 1948 году коллекцию Прокудина-Горского его сыновья и дочь продали Библиотеке конгресса США.
Там она и лежала до начала 90-х.
Цифровые технологии последних лет помогли реанимировать уникальные картинки волшебного фонаря.
Подлинные пластинки Прокудина-Горского сканировались при очень высоком разрешении и разделялись на три цифровых файла: красный, зеленый и синий.
Эти файлы насаживались один на другой, совмещались, корректировались.
С новых файлов печатались фотографии.
Теперь благодаря Библиотеке конгресса США, посольству США в РФ и Институту "Открытое общество" цветной фотофильм Прокудина-Горского о России можно наблюдать в Москве во всех колористических нюансах.