Так уж получилось, что режиссер Годфри Реджио и фотограф Катя Гайка совсем скоро обретут друг друга. 16 июля в московском Киноплексе(Ленинский пр-т, 146) состоится открытие выставки Кати Гайки "COMMUNICATIONS – HUMAN TRAFFIC – NAQOYQATSI" и премьера фильма Годфри Реджио "NAQOYQATSI" / "НАКОЙКАЦИ".
В 1975 году Годфри Реджио, человек, который провел 14 лет в молчании и молитвах, неожиданно пришел к идее снять фильм в абсолютно новом стиле. Он задумал взять образы из реальной жизни – эмоциональные, сырые, откровенные картины – и представить их в невербальной, нелинейной форме, создав, таким образом, своего рода киноконцерт. Так появилась трилогия "Каци".
Фильм "Koyaanisqatsi" он снимал в течение семи лет. 35 тысяч метров отснятой плёнки, плюс уникальные кадры, охота за которыми велась по киноархивам. "Koyaanisqatsi" - с языка индейцев племени хоппи - это безумная жизнь, беспорядочная жизнь, жизнь на грани распада, жизнь вне баланса, жизнь, требующая изменений во имя продолжения жизни...
Жизнь - это движение. Кино - это движение. Безостановочное движение вызывает панику, кадры обрушиваются лавиной, режиссёр сталкивает, сочленяет, сращивает и терзает на экране органическое и синтетическое, природное и рукотворное - разные типы движения, разные виды жизни.
Два года подряд на его монтажном столе лежит целый мир, который нужно собрать заново. Из хаоса сотворить космос или космос обратить в хаос. Но приходит момент, когда Реджио понимает: отныне всё зависит от музыки, музыки, которая будет сопровождать полифонию "Koyaanisqatsi". Он выбрал Филиппа Гласса. Творение свершилось. Кино Реджио ввергает в транс, излечивает, сводит с ума. Психосоматические реакции гарантированы ритмом - в основе музыки Филиппа Гласса лежат индуистские обрядовые песнопения, они совпадают с ритмом католических псалмов. Реджио дублирует ритм музыки монтажом. Человеческий организм реагирует изнутри - сокращением сердечной мышцы. Пульс зрителя совпадает с пульсом фильма - берегитесь, это ловушка! Теперь вы во власти у режиссёра. Теперь ваше сердце будет биться по его режиссёрской воле, пока не закончится фильм.
"Мои фильмы, как всякое хорошее кино, резонируют с сердечной чакрой, - спокойно поясняет Годфри. - Это нормально. Главное, не нацеливаться изначально на определённые чакры. Я не имею на это права."
Люди смотрят с экрана. В камеру. А получается глаза в глаза. Реджио добивается этого специально. И никогда не снимает исподтишка. Он чувствует, как из глаз этих людей в его фильм входят души. И поселяются там - в микротрещинках тёплого целлулоида. Люди видят в Годфри Реджио кого-то, кому дозволенно прикасаться к их душам.
Своих спонсоров Годфри Реджио называет ангелами. Главным ангелом хранителем фильмов Реджио стал Френсис Форд Коппола. Это было в 1983. На двадцатом Нью-йоркском фестивале за полчаса до первого публичного показа "Koyaanisqatsi" в зале не было ни души. За четверть часа до начала показа продюсер Копполы Том Ладди нашёптывал Реджио на ухо, как заклинание: "Твой фильм или взлетит или умрёт. Прямо сейчас."
За пять минут до начала показа пятитысячный зал был забит до отказа. Реджио не переставая шептал: "Мой фильм или взлетит или умрёт. Прямо сейчас." Полтора часа спустя, выйдя на сцену под гром аплодисментов, он уже задумал продолжение "Koyaanisqatsi" - "Powaqqatsi".
У фильма появилось множество страстных поклонников по всему миру. В 80-х годах "Койянискаци" вместе с фильмами "Заводной апельсин" и "Голова-ластик" был лидером видеопроката американских кампусов. Фильм вошел в постоянный фонд семи международных институтов искусствоведения, среди которых Национальный регистр кинофильмов США Библиотеки Конгресса, Музей современного искусства и Британский институт киноискусств.
В "Powaqqatsi" Реджио (1988) предпочитает съёмку со скоростью в 60 и даже 130 кадров в секунду (нормальная скорость киносъёмки 24 кадра в секунду). Ускоренная киносъёмка даёт при проецировании обратный эффект - на экране всё замедляется, время просачивается сквозь пальцы тонкой струйкой песка, клубится дымом кальяна, время почти останавливается, истории больше нет.
"Повакаци" переводится как "жизнь в трансформации". Картину представляли публике Джордж Лукас и Фрэнсис Форд Коппола. Для съемок режиссер отправился путешествовать по миру, на родину развивающихся наций, которых редко увидишь на экране в любом формате. В течение шести месяцев он со своей съемочной группой побывал в 12 странах, включая Индию, Египет, Бразилию, Перу, Кению, Непал и Нигерию, там он заставал обычных людей за работой и во время отдыха, и пытался проследить их сложные взаимоотношения с такими новыми дополнениями к их жизни, как автомобили и высотные здания.
Картина вызвала широкий резонанс критиков и даже политиков. В Европе в 1988 году фильм получил Премию Леонардо да Винчи за лучший фильм и лучший саундтрек.
С момента выхода, ленты "Койянискаци" и "Повакаци" были показаны на большом экране в 60 странах, по телевидению и на домашнем видео – в 30 странах, приглашены на 70 международных кинофестивалей. Картину посмотрели 35 миллионов человек.
В последней части трилогии – "Накойкаци" – представляемой Стивеном Содербергом, Годфри Реджио исследует новую визуальную территорию, оказываясь среди образов продвинутых технологий и цифровой обработки, которые он называет "возрожденными образами".
В отличие от предыдущих фильмов, в картине "Накойкаци" мало натурных съемок, вместо этого используется метод, названный режиссером "образ как место действия". Истории больше нет. Есть только сегодняшний день, вибрирующий в позвонках беспроводных сетей. Ныне для миллионов людей даже земной шар превратился в маленькую иконку на экране компьютера. Синий шарик - эмблема ненавистного Годфри Реджио интернета. Глобальная сеть для Реджио - это электронные силки, в которых задыхается и умирает земная жизнь. Реджио вновь прибегает к языку племени хоппи: "naqoy" - это война, жизнь, как война - это новый фильм "Naqoyqatsi" (2001).
"Мы - киборги, инопланетяне на собственной планете. Наша жизнь - это промышленный конвейер, наш мир - это пластиковая матка искусственной вселенной." - подобные заявления Годфри Реджио кому-то кажутся ужасающими, кому-то смешными. Его апокалиптические идеи касаются даже привычного телевидения.
Он предлагает: "Посмотрите на человека, сидящего у телевизора. Его дыхание и пульс замедлены. Его реакции автоматичны. Катодная трубка телескопа уже пятьдесят лет изменяет генетический код землян. Вытягивает из нас энергию, насилует, преображая людей в новых существ. Но мы не боимся технологических новинок, - усмехается Годфри Реджио - Технология заменила нам Бога. Перед всевидящим оком компьютера мы готовы преклонить колени. И вы всё ещё не верите тому, что мы киборги?"
Как-то Реджио спросили: "Считаете ли вы себя культурным мессией?" - "Скорее уж - культурным камикадзе..." - усмехнулся Реджио.