Сегодня: 17 января 2021 г.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
16 января 2021 г.
Бывший Киборг согласен сыграть зомби у Зака Снайдера
Этан Хоук сыграет злодея в проекте Marvel
Российский режиссер экранизирует игру "Одни из нас"
Релиз "Годзиллы против Кинг Конга" вновь перенесен

Новости кино в формате RSS 2.0


Ранний кинематограф: беззастенчивая сексуальность

16 февраля 2004 г.

Этот материал - лишь первая часть большой истории о том, как эротика и сексуальность завоевывали кинематограф в 20 веке. В течение месяца РОЛ.РУ будет рассказывать об эротических сценах и страстных поцелуях в кино 40-х и 50-х, в фильмах времен сексуальной революции, и в современных кинолентах.

Прежде, чем в 1934 году в силу вошел закон о запрете на постельные сцены, или Кодекс Хейса (Hays Code), набирающий силу синематограф выпустил немало фильмов (в том числе, немых), содержащих "сцены для взрослых". Помимо наготы, секса и насилия, в них содержались подробные инструкции по использованию наркотиков, сцены с проститутками, беззаконие и богохульство.

Не прошло и года с того момента, когда Люмьеры впервые устроили общественный показ киноленты (в декабре 1895 года), как акриса Луиза Вилли разделась для французского кино "Ванная" (Le Bain, 1896). В том же году на кинопленку впервые был заснят поцелуй. Этот короткий двадцатисекундный фильм под названием "Майский поцелуй Ирвина" (The May Irwin Kiss, 1896) был назван порнографией и вызвал возмущение Римской католической церкви.

Даже на откровенно ученических коротеньких пленках Эдверда Майбриджа (1884-1887) мелькают женские и мужские обнаженные тела. Немая короткометражка Луи Вебера "Лицемеры" (Hypocrites,1914) полностью обнаженная женщина (Маргарет Эдвардс) многократно появлялась в кадре, символизируя собой "голую правду". В другом немом кино под названием "Чистота" (Purity, 1916) раздетой женщине было отведено сразу две роли: духа и натурщицы по прозвищу Чистая (Одри Мансон).

ТЕДА БАРА: ПЕРВЫЙ СЕКС-СИМВОЛ
Секс в раннем кинематографе изображался как нечто экзотическое. Первой женщиной-вамп и секс-богиней кинематографа стала полногрудая Теда Бара, сыгравшая первые роли во множестве немых лент Fox Film Corporation. Впервые она появилась в фильме "То был дурак" (A Fool There Was 1915) в роли хищницы, которая вынудила своего любовника бросить жену и маленького ребенка. Теда прославилась как "самая безнравственная женщина в мире", и хотя в дальнейшем ей доставались не только роли вампов, именно роковые женщины безотказно приносили ей славу и деньги.

Других своих "femmes fatales" Теда Бара сыграла в фильмах "Грех" (Sin, 1915), "Дочь дьявола" (The Devil's Daughter, 1915) и "Женщина-тигр" (The Tiger Woman, 1917) Герберта Бренона. В первом голливудском фильме "Клеопатра" (Cleopatra, 1917) вокруг ее пышных грудей извивались две позолоченные гадюки. К сожалению, большинство фильмов с участием Бары утеряны, и зритель уже никогда не увидит первую роковую женщину мирового кинематографа во всей ее красе…

ДО ВВЕДЕНИЯ ТАБУ
Дабы соответствовать "стандартам жизни", в 1927 году кинематографисты создали для себя список запретных тем. Нагота и извращение, похотливые поцелуи, смешение рас, убийства, наркотики, зверское насилие, жестокость к животным и детям, расовые выпады и резкие антиправительственные заявления, постельные сцены, совращение малолетних, светские клятвы, и изображения казней (виселица и электрический стул) отныне преследовались, а потому избегались.
Однако в это же время компания MGM выпустила три колоритных фильма со звездами джазового поколения Джоан Крофорд, Анитой Пейдж, и Дороти Себастьян (Joan Crawford, Anita Page, Dorothy Sebastian), где в изобилии наличествовали добрачные любовные сцены, секс, голые бедра, гедонизм, последние модные новинки и жаркие танцы: "Танцующие дочери" (Our Dancing Daughters, 1928), "Современные девы" (Our Modern Maidens, 1929), "Стыдливые невесты" (Our Blushing Brides, 1930).

Заверченный сюжет скандального фильма "Самый легкий путь" (The Easiest Way, 1931) с Констанс Беннетт в роли дорогостоящей и предприимчивой любовницы богатого рекламного магната(Адольф Манжу) сильно пострадал от купюр, которые пришлось сделать, чтобы не навлечь гнев публики и соответствовать принятым правилам.

МАРЛЕН ДИТРИХ
В многочисленных сексуально извращенных мелодрамах режиссера-наставника Джозефа фон Штернберга Марлен Дитрих играла холодных, но соблазнительных женщин.
Она была Лолой Лолой, дешевой чувственной певичкой кабаре с томным голосом. В чулках и в цилиндре стоя на пивной бочке, Лола Лола пела для посетителей ночного клуба в "Грустном ангеле" (The Blue Angel, 1930), первом звуковом фильме Германии, сделавшем ее знаменитой. Она соблазняла одержимого профессора Эммануеля Рата (Эмиль Джаннингс) - ее песня "Falling in Love again" стала для бедняги началом гибели. Наконец, она носила мужской смокинг в "Марокко" (Morocco, 1930), а юные леди деловали ее, дарили розы. В стильном фильме "Белокурая Венера" (The Blond Venus, 1932) она танцевала медленный стриптиз в костюме гориллы и густом парике, хриплым голосом распевая под барабанный бой "Hot Voodoo". Прелюбодеяние и садомазохизм очевидно прочитываются в необычайно откровенной и наводящей на размышления "Алой Императрице" (The Scarlet Empress, 1934), в которой Дитрих сыграла Екатерину Великую.

ГОЛЛИВУДСКАЯ РАСПУЩЕННОСТЬ
Жесткие, безжалостные и порочные женщины, уверенные в себе, наслаждающиеся сексом инженю стали главными героинями голливудского кинематографа начала 30-х. На экранах то и дело мелькали постельные сцены, внебрачные младенцы, бесконечное насилие. Названия многих щекотливых фильмов прямо намекали на неприличное содержание фильма и как будто насмехались над цензорами. Чего стоят хотя бы "Называй ее дикой" (Call Her Savage, 1932), "Горячая суббота" (Hot Saturday, 1932), "Экс-леди" (Ex-Lady, 1933) и "О чем говорят леди" (Ladies They Talk About, 1933).

Финал сексуальной свободы в кинематографе значительно приблизила актриса Барбара Станвик, сыгравшая во множестве фильмов, вызвавших негодование пуританской общественности, несмотря на то, что в основном в эхтих фильмах секс только подразумевался. Особенно много шума наделал фильм компании Warner Bros "Лицо младенца" (Baby face, 1933), где обольстительная Станвик сыграла сексуально агрессивную даму, использующую связи с мужчинами для достижения небывалых высот в мире банкиров Нью-Йорка.

ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ О ПРОСТИТУТКАХ
Немало фильмов в начале 20 века было посвящено судьбе падших женщин и буднях проституток. В числе самых известных – немые фильмы "Движение в душах" (Traffic in Souls, 1913), "Сэди Томпсон" (Sadie Thompson, 1928) с Глорией Свансон, фильмы с Гретой Гарбо: "Анна Кристи" (Anna Christie, 1930) и "Сьюзан Ленокс: падение и взлет" (Susan Lenox, Her Fall and Rise, 1931) – четвертый фильм Гарбо, но первая попытка Голливуда обратиться к теме падших женщин.
Были и другие фильмы на ту же тему: "Дождь" (The Rain, 1932) (ремейк "Сэди Томпсон") с Джоан Крофорд в роли "потеряянной женщины" на тропическом острове Паго-Паго, "Мост Ватерлоо" (Waterloo Bridge ,1931 и 1940) с Мэи Кларк и Вивьен Ли соответственно, о балерине, превратившейся в проститутку. В одном из своих первых фильмов "Сильвия Скарлетт" (Sylvia Scarlett, 1935) Кэтрин Хепберн сыграла трансвестита, представляющегося Сильвестром Скарлетт, со всей вытекающей отсюда путаницей половых взаимоотношений.

ЗАПРЕТ НА ЭРОТИКУ
С 1922 года набирающая силу киноиндустрия обзавелась своим органом управления. Во главе кинопроизводства встала Ассоциация кинопродюсеров и дистрибьюторов (MPPDA, Motion Picture Producers and Distributors Association). Ее бессменным руководителем вплоть до середины 40-х годов являлся Вилл Хейс, бывший начальник одного из рядовых американских почтовых отделений. К середине 30-х годов, наблюдая за падением нравов на экране, Ассоциация создала ряд независимых агентств, которые следили за соблюдением Кодекса Кинопроизводства (Hays Code), оформившемся еще в 1927 году. Отныне все члены MPPDA должны были представлять материалы фильмов и их финальные версии для одобрения администрации (Production Code Administration).

С этих пор грубые слова и выражения, оскорбительные жесты, а так же сцены насилия и сексуальных домогательств были строжайше запрещены. Если фильм не проходил цензуру администрации, он не мог быть показан в кинотеатрах ни при каких условиях. Если же фильм слишком явно противостоял установленному кодексу, это могло расцениваться как преднамеренное оскорбление и вело к немалым штрафам. Дабы соответствовать требованиям проката, фильмы резали и перемонтировали сотни раз, не меньше, чем в СССР эпохи Сталина. Фильм выходил на широкий экран только после того, как производители получали разрешение на прокат в виде "Печати Непорочности" (Purity Seal). Показ ленты, не прошедшей цензуры, приводил к штрафу в размере 25000 долларов.

Кодекс запретил: преступления против закона, сексуальные домогательства, вульгарности, непристойности, полную наготу, стриптиз, белое рабство, смешение рас, слишком страстные танцы, непочтительность к религии или представителям духовенства, гомосексуализм, процесс родов, зверства, сцены казни и другие слишком натуралистичные сцены.

В итоге, сексуальность и эротизм никуда не делись, просто перешли на качественно иной уровень: теперь они прочитывались "между строк", отчего многие фильмы, прямо скажем, только выиграли: чего стоят кровавые вампирские поцелуи в шею в "Дракуле" (Drakula, 1931). С другой стороны, множество фильмов были безжалостно "кастрированы". Так, за кадром остались сцены плотских развлечений солдат с французскими девочками в фильме "На западном фронте без перемен" (All Quiet on the Western Front, 1930) и три минуты разврата в "Кинг Конге" (King Kong, 1933). Весьма неоднозначно затемняется кадр в "Касабланке" (Casablanca, 1942) после того, как Ильза (Ингрид Бергман) падает в объятья Рика (Хамфри Богард), который признается ей в своих чувствах, осыпая страстными поцелуями.

В некоторых случаях "компенсация моральных ценностей" происходит отныне за счет соответствующих сценарных ходов. Например, любовь между франтом Робертом Тейлором и куртизанкой Гретой Гарбо в "Камилле" (Camille, 1936) позволительна лишь до тех пор, пока Лионел Бэрримор, выступающий в роли отца героя Тейлора, не запрещает эту порочную связь.

Таким образом, за первые тридцать лет своего существования кинематограф прошел путь от явной распущенности до скрытой развращенности. Дальнейшее его движение можно назвать возвращением. Возвращением к истокам. К исходной откровенной сексуальности. Но об этом - в следующий раз.

Смотрите также:

- Рецензия: «Розочка»: В постели с врагами **** [2 июля 2010 г.]
- Шэрон Стоун и Крис Эванс займутся «Удовлетворением» [7 октября 2009 г.]
- Почему Чарльз не женился на Камилле в XX веке [31 мая 2007 г.]
- В британском сериале о любви принца Чарльза и Камиллы нет ни одной сексуальной сцены [30 ноября 2005 г.]
- Режиссер "Экзорциста" рассказал о чудо-дереве [19 августа 2002 г.]


Другие новости за 16 февраля 2004 г.
НОВОЕ КИНО: "Таинственная река" Клинта Иствуда
НОВОЕ КИНО: "Крупная рыба" Тима Бартона
НОВОЕ КИНО: "Таксидермист" Маттео Гарроне
"Возвращение короля" получило 5 наград Британской киноакадемии
"Золотого медведя" Берлинале получили немецкие турки
Жюри Каннского кинофестиваля возглавит Квентин Тарантино
Бэтмен и U2 - дружба навек
Новый Джеймс Бонд: делайте ставки
"Оскарофобия" Пенелопы Круз






ПОИСК
 
Новости
Скачать!
Магазин
Интернет
АРХИВ НОВОСТЕЙ
РЕКЛАМА

Новости кино Kinozavr.com в сети с 2006 года
Источники новостей: rol.ru и kinonews.ru