Троя (Troy) Режиссер Вольфганг Петерсен В ролях Брэд Питт, Орландо Блум, Эрик Бана, Шон Бин, Питер О'Тул, Брендан Глисон, Брайан Кокс, Саффрон Берроуз, Дайан Крюгер
США, 2004, 163 мин.
Когда нагой Брэд Питт в роли Ахиллеса томно перекатывается по трем наложницам в своей палатке, помните, что фильм называется "Троя". Называйся он "Илиада", кататься Брэду Питту по Гаррету Хедлунду, Патроклу, любовнику Ахиллеса, согласно Гомеру. Но Гомер никогда не рассказывал свою историю дважды одинаково. А в "Трое" все однозначно и гетеросексуально до мозга костей.
Поэтому же в фильме нет и богов с богинями, участвующих в разворачивающихся событиях бок о бок со смертными. Режиссер Петерсен сказал, что это "глупо" и "сюжету мешает". На примере "Бессмертных: Война Миров" можно сказать, что нисколько не мешает, скорее наоборот. Боги и богини - спасение для такого фильма-махины, как "Троя". Не успеет зритель зевнуть (за 2 часа 40 минут челюсть вывихнуть можно), а на экране Зевс-громовержец молнии мечет... Ну, если подумать об этом, то может, и прав Петерсен. Или бюджета не хватило. Поэтому и называется "Троя", а не "Илиада".
Аналогии с войной в Ираке проводить смысла совсем не имеет. Да, настроения Ахиллеса, недовольного своим королем Агамемноном, напоминают настроения тех американцев, которые сейчас жалеют о том, что не проголосовали за Гора, но - помилуйте!
Другое дело, что все эти 50.000 воинов и 1.000 кораблей, сгенерированных при помощи компьютеров, оставляют чувство абсолютной ирреальности всего происходящего. Вроде стоит войско, кони топчутся, куда глаз не упадет - людское море, но с дуновением ветерка сцена подергивается слабенькой дымкой - остаются только те, что в первых рядах, человек пятьдесят.
Такое же чувство оставляла война в Ираке. Те 200 миллионов долларов, которые были заложены в бюджете "Трои", тратились ежедневно во время оккупационных действий. Война в Ираке шла, кончено, не десять лет, как Троянская, но достаточно долго, чтобы стать куда более впечатляющим по бюджету проектом. При ее помощи создана была дымка из интернет-сайтов, онлайн-трансляций, CNN-отчетов, интерактивных теле-голосований - куда глаз не положи. Дымка развеется.
Кстати сказать, если верить фильму, то осада Трои длилась дня три-четыре. У Гомера получается десять лет. Немного боязно даже думать, что, если человечество будет существовать, то через 2 тысячи лет о событиях в Трое оно будут судить по этому фильму, так же как мы сейчас сверяемся с повествованием Гомера, тоже далеким от правды, если она есть.
Трезво взглянув на эту легенду, обнаруживаешь много несостыковок с примитивнейшими понятиями о моделях поведения. Взять того же Спартанского коня: можете ли вы представить себе, чтобы город, десять лет находящийся в блокаде, без задних мыслей завозит на свою территорию любые подозрительные предметы гигантских размеров, у которых внутри, скорее всего, сидит пятьсот молодчиков, вооруженных до зубов. Сдается, что люди в те далекие времена были дебилами. Доблестными, неуязвимыми героями, но при этом дебилами. Петерсену, интересно, это не кажется глупым, сюжету не мешает ли? Хотя с расстояния двух тысяч лет не покажется столь же невероятным, скажем, нападение на башни-близнецы 9/11/2001? Если даже в момент, когда эти кадры закольцованно прокручивали по ТВ, люди с открытым ртом пытались понять, из какого блокбастера этот эпизод. Кому деньги уплатить, в какой мультиплекс?
Кинокритик Андре Базен говорил, что камера ловит не момент, а лишь след момента, его фантом. Но чаще всего камера ловит даже подобие момента, изображение изображения, сфабрикованную ложь, галлюцинации, которые и под воздействием вдыхания паров клея "Момент" не покажутся реальными. Так что я все-таки напишу правду: Брэд Питт в юбке и сандалиях бегает почти три часа по песку. За это ему платят семнадцать миллионов долларов.