Похоже, что Патрис Леконт скромно, но упорно (выдавая в год по фильму, а то и по два) делает свое дело – по кирпичику выстраивает идеально сконструированный мир, при всей его кажущейся реальности. Если верить самому признанному его фильму, «Мсье Ир» (1989), то у каждого вуайериста через дорогу в окне должна сидеть эксгибиционистка. В прошлогоднем «Человеке с поезда» (2003) стареющий учитель может исполнить давнюю мечту ограбить банк, а уголовник с наслаждением будет примерять домашние тапочки. Хээпи-энд, зачастую отсутствующий, не может быть мерилом жизнеспособности таких расстановок. Скорее, это намек на то, что требуется немало усилий, дабы сделать эту сладкую и близкую утопию реальностью.
«Откровенные признания» продолжают эту тему. По Леконту, если женщина ошибется дверью и вместо профессионального психоаналитика выложит все подробности своей сексуальной жизни тихоне Уильяму Фаберу, консультанту по налогам, то тому ничего не стоит вооружиться полным арсеналом фрейдовских приемов. И главное не в том, что, может, и женщина ошиблась дверью намеренно, и налоговик вдали от чужих глаз залихватски выдает па под R&B. Главное, чтобы общение шло без натуг и недомолвок. По Леконту, утопия – это когда человек человеку психоаналитик, а не волк.
В «Откровенных признаниях» довольно большое количество отсылок к «Мсье Иру»: и за 15 лет претерпевшая лишь символические изменения Сандрин Боннэр в главной роли, и настойчиво манящий квадрат окна через дорогу от офиса, и даже мерно крутящийся блин винила крупным планом. Но маятник настроения, безусловно Хичкоковского , качнулся от экономного напряжения «Окна во двор» (1954) к размеренной истерии «Головокружения» (1958), когда вопрос, кто из окружающих тебя - незнакомец, а кто – родственная душа, всегда стоит ребром.
Леконт отснял и отснимет таких задушевных историй вагон и маленькую тележку: много для съемок ему не требуется – небольшой актерский состав, натуральное освещение, съемки на натуре, за камерой для пущей интимности он сам. И все они будут казаться необязательными к просмотру, но по-своему нужными. Он, возможно, единственный автор, «auteur », в современном французском кинематографе, не поддающийся ни панъевропейской эйфории, ни пессимистично жесткому артхаусу.
Официальный сайт: http://www.paramountclassics.com/strangers/