Только не в губы / Pas Sur La Bouche
Режиссер Ален Ренэ
В ролях Сабина Азема, Изабель Нанти, Одри Тоту, Пьер Ардити, Даниэль Прево, Дарри
Каул, Ламбер Уилсон, Жалиль Леспер.
Франция/Швейцария, 2003 г. 115 мин.
Ален Ренэ каждый раз оставляет меня в недоумении. Его фильм «В
прошлом году в Мариенбаде» я всем рекомендую просматривать каждые десять лет
(не чаще), и отслеживать по нему, как по спиленному пню векового дуба, собственный
прогресс (или регресс). Я отлично знаю, что на старости лет (Ренэ сейчас 84 года)
он снимает вовсе не те модернистски-выстроенные конструкции, избрав дорогу легкого
жанра. Все киноманы отмечают этот факт с неким неудовольствием. Между тем, это
был правильный логический ход, дабы выбраться из того тупика, в который Ренэ загнал
себя сам в восьмидесятых.
Но «Только не в губы» - это птица настолько редкая, что может и не
прижиться, и нужно заносить такие фильмы в Красную Книгу, и всячески оберегать
и ухаживать. Всегда есть опасность, что мастера калибра Ренэ загонят самих себя
в мыльный пузырь, в котором будут мумифицироваться до конца жизни, никого не подпуская
к себе на пушечный выстрел. И с «Только не в губы», если небрежно прочитать
краткое описание, такая опасность маячит…, казалось бы. Судите сами: по нотам
разыгранная заново оперетта 20-х годов сначала бьет в нос своей нарочитой несовременностью
и реакционностью. Однако достаточно быстро становится ясно, что Ренэ, наоборот,
пытается потрафить публике как это только возможно.
Именно из-за
этого театральность всего действия не смывается никакими операторскими ухищрениями
и цветовыми решениями. Ренэ как-будто боится дыхнуть лишний раз, дабы не сбиться
с прямой линии, прямиком ведущей к зрителю.
Если ретро-флер в наличии, и все актеры по очереди поют, то принято кивать
на Франсуа Озона с «Восемью женщинами» или «Танцующую в темноте» фон
Триера (только «Чикаго» с «Мулен Ружем» упоминать не надо, умоляю). Но мы-то с вами сразу узнаем, где собака зарыта – это фильм того же уровня, которого в
советское время печатали десятками. Главным образом, играл там Андрей Миронов.
В расшитых камзолах пел песни про Сюзетт и Жоржетт. Ах, водевиль, водевиль, понимаете
ли. Соломенные шляпки и прочие, суетно-веселые кавардаки, бездумные в хорошем
смысле этого слова. Где сердце учащается неминуемо в такт торопливого шелеста
щеточек по цимбалам. Где наивность – это добродетель. Где реализм кажется атавизмом,
и наоборот.
Впрочем, Ален Ренэ не так далек от мира сего, как можно представить. В середине
20-х годов сцена, где зажиточный металлург поет строчки «Мы оказались взаперти»
, имея ввиду увеличившееся количество арабов и индусов на улицах Парижа, была
далеко не так актуальна, как сейчас. Усугубилось соперничество Франции и Америки
(те же любимые актеры Ренэ – Ардити, Азема с удовольствием именуют американцев
«королями свиных котлет»). Все эти ремарки обращены именно к зрителю, когда на
сцене актер поворачивается и кидает реплику наотмашь в зал. Поэтому - подготовьтесь
хорошенько перед походом в кино. Сидя в зале, вы будете иметь значение, в кои-то
веки. Специальной подготовки не требуется – нужно лишь уметь принимать то, что
тебе дают.
Сценичность, театральность постановки тоже коробит какое-то время людей, четко
представляющих различие между кино и театром. Но обратите внимание: люди, покидающие
комнату, в которой разворачивается действие фильма, тотчас растворяются в пустоте.
Этим Ренэ отрезал у театра второе по значимости после вешалки – кулисы. Этим же
приемом и обозначил реальность, в которой движутся модели (жена, муж, ворох любовников):
это гламурный омут, где обитают эстетствующие кикиморы и лешие, готовые исчезнуть
по мере ненадобности.
Это же должно подтянуть в зал модников и считающих себя таковыми. Они должны
прийти на звуки музыки. Вы, так называемые любители Сержа Генсбура и
смолящие короткий «Житан», вам сюда, в последний оплот столь наглядной французскости.
Прокатчики до последней минуты буквально стращали тем, что выпустят фильм только
на видеокассетах. Решение пустить фильм, пусть и одной копией, в кинопрокат, похвально
и справедливо. В свою очередь, я делаю еще более смелый поступок и нарекаю «Только
не в губы» фильмом августа.
Официальный сайт фильма: www.passurlabouche-lefilm.com