В ролях Жан-Пьер Даруссен, Кароль Буке, Венсан Деньяр, Карлин Поль, Жан-Пьер Гос, Эрик Моро, Игор Скреблин
Франция, 2004 г. 106 мин.
Француз Седрик Кан, похоже, куда лучше многих других режиссеров, работающих сейчас в жанре "триллер", представляет себе, что в этом жанре основополагающее: действие. Не в смысле "экшн", а в смысле четко построенной связке из глаголов в прошедшем времени, вроде "украл, выпил, сел, встал, пошел", и т.д. И Седрик Кан куда лучше многих других режиссеров эту задачу решает, и даже глаголы-действия у него на экране получаются именно в нужном прошедшем времени, без применения всяких флэшбэков. То ли это происходит благодаря актеру Жан-Пьеру Даруссену, существующему в кадре в каком-то запоздалом, подвешенном состоянии. То ли благодаря замедляющим темп и еще больше сгущающими тьму ночи ноктюрнам Дебюсси. То ли благодаря плавным тревеллингам камеры вдоль разметки на шоссе.
По этому шоссе Антуан (Даруссен) ехал с женой навестить детей в летнем лагере. У каждого бара останавливался, говорил, что нужно в туалет, а сам в баре глушил виски. Выпивал, садился за руль и собачился с женой. Жена заметила и дальше ехать отказалась. Антуан настоял на свой законной порции виски, опять пошел в какой-то захолустный бар, а когда вернулся, жены уже в машине не было, лежала только записка "Поеду поездом". На часах одиннадцать вечера, стемнело. То есть жена его исчезла в той реальности, о которой Антуан, просиживающий штаны в страховой фирме, знает только из сводок новостей по радио и ТВ. Если верить этим источникам, то реальность состоит из смертей на дорогах, миллионов машин, направляющихся к югу, и беглых преступников, скрывающихся от властей. Опасная нестабильная капиталистическая среда подтверждает, что Годар в своем предостережении "Уик-энд" [1967] был прав. Взволнованные люди у разбитых машин на обочине, медленно ползущие пробки и обугленные трупы преодолели рамки фантасмагории.
Клаустрофобичность ситуации благотворно влияет на триллер, и ощущение замкнутого пространства не покидает зрителя и героев даже на деревенских просторах, или даже в начальных кадрах с высоты птичьего полета. То, что на отдалении видится как идеально сконструированный питомник, при ближайшем рассмотрении оборачивается диким хаотичным броуновским движением. В этом климате, да еще и под воздействием алкоголя, пробуждаются первобытные мужские инстинкты, меняются приоритеты: полицейские со своими проверками на дорогах - враги, а сбежавший уголовник на пассажирском сиденье - сотоварищ и пример для подражания. Позыв бежать из питомника, выбраться из территории, огороженной со всех сторон красными огнями, все сильнее дает о себе знать. Вместо этого - замаскированный хэппи-энд с воссоединением семьи, возвращением на круги своя и возобновлением погони за счастьем в пределах вездесущих мигающих кружочков красного света. Сколько уже подобных фильмов настрогали французы за последние годы, а все мало кажется - воз-то и ныне там.
Официальный сайт: http://www.wellspring.com/redlights
Посмотреть трейлер можно здесь: http://www.wellspring.com/movies/trailer.html?page=trailer&movie_id=49