В ролях Энди Гарсия, Эльза Зильберштейн, Ипполит Жирардо, Омид Джалили, Ева Херцигова, Удо Кир, Питер Капалди, Беатрис Чириак, Мириам Маргольес
США / Франция / Германия / Италия / Румыния / Великобритания, 2004 г. 128 мин.
Художник Пабло Пикассо резко тормозит машину, вытаскивает из кармана револьвер и приставляет его ко лбу художника Амедео Модильяни. "Ну что, Моди? Теперь будешь смеяться надо мной?" Лицо художника Амедео Модильяни раскалывает напополам мерзкая безумная ухмылка, патент на изобретение которой принадлежит актеру Роберту Де Ниро. Эта улыбка лучше всяких слов говорит: "Буду, Пабло, буду". Так Пикассо и Модильяни проводили время по дороге домой от художника Огюста Ренуара.
Байопик (в русифицированной версии - "ЖЗЛ") - жанр, развивающийся по своим законам. Основное его правило гласит: одного замечательного человека на фильм маловато, даже если фильм называется по его фамилии. Этот замечательный человек, чаще всего художник, обязательно должен дружить с такими-то замечательными людьми, враждовать с другими и спать с третьими. Чем выше коэффициент замечательных людей в картине, тем успешнее удается байопик. В этом плане "Модильяни": помимо упомянутых, в картине мелькают Фрида Кало, Жан Кокто, Гертруда Штайн, и сонмы прочих деятелей с Монпарнаса второго десятилетия XX-го века. Но все это арт-коммьюнити служит не более чем шестерками для Модильяни и Пикассо. Роль Фриды Кало и Жана Кокто снижается до роли громил, строящих свирепые рожи за плечом того же Роберта Де Ниро в каких-нибудь "Злых улицах" [1973].
Портрет художника, стилизованный под гангстерский эпос - в этом, на самом деле, что-то есть. Разве в художники идут не за тем же, за чем и в бандиты, по большому счету? Не жить обывательской жизнью, просаживая штаны в офисе. Получить неограниченный доступ к алкоголю, наркотикам и девушкам. И к деньгам. И к ничем не мотивированному вредоносному угару, изредка перемежающемся рефлексиями. В "Модильяни" одинаковость профессий чувствуется наиболее остро. И подруга жизни Модильяни (Эльза Зильберштейн, сыгравшая также в фильмах под названиями "Тулуз-Лотрек" [1998] и "Ван Гог" [1991] - каково?) смиряется со своей судьбой, как любая подруга начинающего "умника" из Чикаго. Вот Амедео Модильяни заходит в бар. Посетительский гул смолкает. Пабло Пикассо (в его роли Омид Джалили - который отлично смотрелся бы с четками и в кожанке на московском оптовом рынке) многозначительно разворачивает револьвер в его сторону. Модильяни (которого исполняет Энди Гарсия, в гангстерских эпосах не последний человек) не менее многозначительно залезает во внутренний карман, из которого достает… карандаш. Затем подписывается на участие в конкурсе, где его соперником будет Пикассо. А затем в одну харю выдувают целую бутылку вина. И швыряет ее, пустую, в рапиде в руки Пикассо - мол, лови, толстый. Сцена сакцентирована и исполнена так, будто это не парижский бар работников искусств, а салун где-то на Диком Западе. И даже мораль фильма, звучащая в полный голос на кадре с могилой Модильяни, та же, что и в гэнгста-рэпе: "Не ходите, дети, в бандиты, тьфу - в художники" "Модильяни" не ставит перед собой задачу показать величие и талант Модильяни и Пикассо. Это - вещь сама собой разумеющаяся. Настолько разумеющаяся, что прорывающийся местами хип-хоп и песни Эдит Пиаф на саундтреке к фильму о 1918-м годе не коробят слух нисколько. А настоящей задачи фильма нам, простым смертным, протирающим штаны в офисе, лучше и не знать, иначе у всего нашего мирка отвалится дно.
Официальный сайт: http://www.modiglianithemovie.com/