Когда российский телекомик снимает свое кино (а это мечта всех телекомиков, как у них на лице написано), то оттуда почему-то валит коромыслом дух совершенно неюмористического патриотизма и претензии на губернаторский пост, по меньшей мере (вторая мечта телекомиков, если в порядке увеличения). На своем шестке в кино сидит разве что сверчок Евгений Петросян, в недавней "Пыли" исполнявший роль некой сатанинской теле-эманации (ему, правда, не сказали об этом), и труппа "Маски-шоу", резвящаяся в фильмах Киры Муратовой.
К Кире Муратовой и "Маски-шоу" мы еще вернемся на этой неделе. А пока поговорим о телекомике французском, Лоране Баффи. В своем фильме под метким названием "Ключи от машины" он выказал ужасающее отсутствие политических и патриотических амбиций. Весь фильм он ищет ключи, собственно, от машины, а лежат они у него в кармане, что и выясняется под финальные титры. Доморощенный телекомик ужаснулся и пальцем бы не пошевелил ради такой ерунды. У доморощенных телекомиков - имперские замашки, им подавай всю Рассею под шубой, с наточенными столовыми приборами, и салфеточку подвязать под пузо.
У Лорана Баффи же задача поскромнее - он пытается привить на французской земле британский абсурдистский юмор, в духе труппы "Летающий цирк Монти Пайтона". Шаг, в принципе, логичный: несмотря на то, что французские и английские понятия о юморе разделены пропастью куда большей, чем Ла-Манш, соединяющий туннель под ними имеется. Терри Гильям, например, бывший монти-пайтоновец, а ныне самый успешный режиссер из них, лично продюсировал черную комедию "Деликатесы" [1991], дебют Жана-Пьера Жене и Марка Каро. И, пусть с некоторыми натяжками, но эксперимент по скрещиванию можно признать неудачным. К сожалению, Лоран Баффи умеет обыгрывать свои неудачи как достижения.
Баффи - проходимец в мире кино, и не дает ни на секунду забыть об этом зрителю. Если бы этот фильм был не таким милым и безобидным, то смело мог бы отправляться на фестиваль сверхлюбительского кино в Дом Ханжонкова. Все полтора часа Лоран Баффи кичится своим состоянием полной творческой комы, находясь в которой умудряется снять кино. И если у вас не получилось засмеяться в самом начале фильма, то, скорее всего, будете с недоумевающим видом сидеть до конца, а потом начнете извергать проклятия. Но Лоран Баффи и тут вас опередил - он уже и на афишах написал рекламный лозунг "Не ходите смотреть это дерьмо", и в финале фильма к нему лично наведался в гости преподаватель режиссерского мастерства и с наслаждением надавал по мордасам. Такого поворота событий доморощенным телекомикам в голову бы не пришло никогда.
В кинотеатрах с 7 апреля
Подробнее о фильме: http://www.arthouse.ru/movie.asp?id=191