НОВОЕ КИНО: "Настройщик" Киры Муратовой
18 апреля 2005 г.
Настройщик
Режиссер Кира Муратова
В ролях Георгий Делиев, Рената Литвинова, Нина Русланова, Анна Демидова, Сергей Бехтерев, Наталья Бузько, Жан Даниэль, Юрий Шлыков
Россия/Украина, 2004 г. 154 мин.
Кира Георгиевна Муратова сняла очередной фильм. Дальше, право, писать ничего не хочется. Связано это и с тем, что один из критиков в схожем, судя по всему, ступоре сравнил ее фильмы с индийскими (это - полярные вещи).
Связано и с тем, что про сцену из ее "Трех историй" [1997], где две старушки, приходящиеся друг другу матерью и дочью, общаются с балкона, я бы с удовольствием настрочил несколько страниц.
Связано это и с моей личной идиосинкразией на эпитеты вроде "шедевр" (как и на слово "идиосинкразия", кстати). И главное, связано это с абсолютным непониманием того, как можно эти шедевры выпускать один за другим, каждый раз.
| |
Хочется говорить о фильме сухо и без экивоков, которые так и лезут в голову. Снят "Настройщик" в черно-белом цвете, как и предыдущие "Чеховские мотивы" [2002]. Ерундовая, в сущности, история мошенничества, легко уместившаяся бы куда-нибудь на закоулок любого другого фильма, здесь тянется более двух часов. Нет, она не затянута. Если смотреть в микроскоп на амебу, она же не увеличивается в размерах. Попасть в кино к Муратовой - все равно что под микроскоп пожаловать. И Делиев из "Маски-шоу" в главной роли - подтверждение моей теории о том, что если поскрести любого телекомика, то увидишь актера от Бога, а уж Муратова скребет, как никто другой. И Литвинова, удивительно изящно задвинутая на обочину фильма и чувствующая себя там комфортнее всех - это при ее-то способности заполонять кадр до краев. И даже эпизодическая бомжиха. И даже какая-нибудь комнатная собачка. "Настройщик" - удивительно кишащая картина, ибо кишит она в определенном направлении, к зрителю, зазывно кишит, как бы приглашая внутрь себя.
| |
"Настройщик" обделен такими сногсшибательными сценами-вставками, как в тех же "Трех историях" - черная киска терзает ощипанную курицу на парапете, грозно урча. Но "Настройщик" сам отчаянно пытается быть такой стапятидесятичетырехминутной сценой-вставкой, ломающей восприятие фильма в целом. Пытается перечеркнуть самого себя. Поэтому при ближайшем рассмотрении в "Настройщике" можно отыскать и черную киску, и ощипанную курицу (даже двух), и парапет, и грозное урчание, и много еще какой милой глазу рухляди. И без экивоков говорить никак не получается, хоть ножиками меня режьте.
В кинотеатрах с 7 апреля
Текст: Илья Миллер