НОВОЕ КИНО: "Эрос" Антониони, Содерберга, Кар-Вая
15 июня 2005 г.
Эрос / Eros
Режиссеры Микеланджело Антониони, Стивен Содерберг, Вонг Кар-Вай
В ролях Кристофер Бухольц, Реджина Немни, Луиза Раньери, Роберт Дауни-мл., Алан Аркин, Элль Китс, Гон Ли, Чан Чен
США/Италия/Гонконг/Китай/Франция/Люксембург/Великобритания, 2004 г. 104 мин.
Давно понятно, что от кинокапустников, собирающих под своей эгидой двух и более разномастных режиссеров, ожидать многого не стоит. Но в случае с "Эросом" надо озадачиться вопросом, зачем этот проект в первую очередь увидел свет. Просто заставить трех именитых режиссеров вернуть интерес публики к благополучной эротике, в интеллигентском донельзя ее понимании? Такая задача слишком незначительная - как для продюсеров, так и для режиссеров, задействованных в проекте. Все равно, что просить профессоров математики рассказать таблицу умножения, да еще с выражением.
На самом деле весь проект скроен под 92-летнего Микеланджело Антониони, что не скрывается. Бразилец Гаэтано Велозо отдал для связующих титров свою песню, которая так и называется "Michelangelo Antonioni". Любимая актриса Кар-вая Гон Ли согласилась на участие в проекте не только потому, что Кар-Вай ее пригласил, но и в первую очередь поучаствовать в проекте, связанном с Антониони. Продюсер Стефан Чал Гаджиефф, продюсировавший предыдущий фильм Антониони "За облаками", отыскал двух режиссеров из молодого поколения, признававшихся на людях, что вдохновлялись в своем творчестве фильмами Антониони. Стивен Содерберг объяснил свое участие в проекте тем, что хотел увидеть свое имя на одной афише с Антониони. Давний соратник Антониони, сценарист Тонино Гуэрра, написавший "Приключение" и "Фотоувеличение", придумал сценарий для его новеллы.
| |
Если расценивать кино как соревнование, то ученики, конечно же, обставили учителя, даже притом, что фора была у него солидная. Содерберг снял хитрую словоблудливую монохромную сценку о приеме необычным психоаналитиком необычного пациента. Пациент лежит на кушетке и делится своими переживаниями во сне, а у него за спиной психоаналитик через окно задорно клеит жестами некую невидимую барышню. К сожалению, Содерберг в конце выкидывает финт ушами в духе "неужели все это был только сон?", после которого серьезно воспринимать эту поделку не получается. К теме, заявленной в названии альманаха, содерберговская новелла относится весьма относительно - вуайеристическими образами подглядывания за голой женщиной в ванной сквозь приоткрытую дверь.
| |
Вонг Кар-Вай с неразлучным сподвижником оператором Кристофером Дойлом без видимого труда преодолел все барьеры, рассказав ту же историю, какую рассказывал не раз. Это очередная вариация на тему неразделенной любви. Шикарная проститутка, в которую давно уже влюблен ее портной, теряет свое состояние и заболевает туберкулезом. Давно известно, что Кар-Вай снимет один и тот же фильм, и здесь мы имеем дело все с тем же "Любовным настроением". Давно известно, что Кар-Вай снимает донельзя пропитанные эротикой фильмы, обходясь вовсе без обнаженной натуры (этим умением славился и Антониони), и его новелла "Рука" опять подтверждает то, что не нуждается в подтверждении. Облезлые обои в съемных квартирах, покачивающиеся серьги на мочках женских ушек, законсервированные во времени эпизоды. Кар-Вай знает, что все про него известно наперед, но это никого останавливает - ни его, ни зрителей.
| |
И, наконец, новелла самого Антониони, вызвавшая такое недоумение критиков и публики. Американец, типичный антониониевский персонаж, который водит спортивные машины и тискает женщин в постели с таким видом, будто пишет философский трактат. Его итальянская жена, в невыносимо просвечивающей блузке, утеряла контакт с мужем (как и положено в фильмах Антониони), зато чутко понимает табуны лошадей, живописно пробегающих мимо. Есть вторая женщина, тоже итальянка и тоже брюнетка, от жены американца отличающаяся лишь безбожно силиконовыми грудями. Она заманивает американца в свою постель без всяких усилий. В итоге две женщины в обнаженном виде встречаются на пляжу и с интересом смотрят друг на друга. Добавьте к этому экзотические для Италии пейзажи Тосканы, обнаженных нимф у водопада, и саундтрек с меланхоличными завываниями, видимо, тех же нимф, и получите претенциозную пошлятину невиданного градуса.
| |
Бытует мнение, что если выставить новеллы, так как они идут у нас в прокате - Антониони-Содерберг-Кар-вай - то получится не про любовь, а про похороны. Хоронят, скорее всего, самого Антониони. Но мне кажется, здесь мы имеем случай с непроизвольно вышедшей подставой маэстро. То есть, если объяснять популярно, договорились, что на счет "три" все одновременно снимут штаны. "Три" прозвучало, а штаны снял только Антониони, остальные прыснули в кулак. Все разговоры о творческом наследии Антониони и о невозможности коммуникации как основной темы его творчества после просмотра его новеллы выглядят непростительным издевательством. Для Антониони здесь нет ничего нового - всю его карьеру его понимали и трактовали абсолютно неверно. К сожалению, он охотно пошел на поводу у этой публики. Так что если вы - из тех, кому приятно смотреть на то, как издеваются над старым достойным человеком - вам сюда.
В кинотеатрах с 16 июня