На контрасте с «Мюнхеном» этот фильм смотрится совсем уж невыигрышно. Бразилец Фернандо Мейреллиш залихватски справился со своим кинодебютом, «Городом Бога», в котором дети очень аутентично тыкали оружием в камеру. Дебют его был замечен и раскручен, как никакой другой фильм в последнее время, и пришло время Мейреллишу поработать на голливудских продюсеров. Продюсеры дали ему сценарий по роману Джона Ле Карре, о том, как белые люди сражаются с плохими наркокартелями в экзотической Африке, и знаменитого своими прекраснымии манерами Ральфа Файнса на главную роль. Это задачка посложнее, чем снимать детишек, стреляющих в друг друга, и, можно сказать, даже ловушка, в которую Мейреллиш попался как-то слишком охотно.
Половина фильма представляет собой псевдополитический триллер с уклоном в истерическое провозглашение либеральных ценностей (какое мы могли наблюдать в этом году в «Переводчице» с Николь Кидман). Другую половину составляют выдавливающие из зрителя слезу «любой ценой» любовные сцены между Файнсом и Уайз, не так далеко ушедшие от рекламы шампуней, с стратегически развевающимися белыми занавесками. Любовь любой ценой, как сказано в рекламном слогане к фильму. Но почему за зрительский счет, совсем непонятно.
В кинотеатрах с 14 февраля
БЫТЬ СТЕНЛИ КУБРИКОМ
COLOUR ME KUBRICK
Режиссер Брайан Кук
В ролях Джон Малкович, Том Аллен, Джим Дэвидсон, Марк Уоррен, Линда Бассет, Питер Боулз, Кен Рассел, Питер Саллис
Великобритания/Франция, 2005 г. 86 мин.
В 1998-м году грязный жеманный старик (Малкович) с постоянным перегаром ходит по лондонским клубам, протягивает молодым людям свою ручку со словами «Очень приятно, Стенли Кубрик», на последующие расспросы отвечает туманно, а потом просит оплатить счет, потому что забыл дома свою кредитную карту. А то и пытается заманить молодых людей к себе в постель. Старика зовут на самом деле Алан Конвэй, и вроде бы действительно такие истории имели место. Во всяком случае, сценарист Фрюин и режиссер Кук работали со Стенли Кубриком и отмечают, что настоящий Кубрик был немного раздражен таким положением дел. И этим фильмом они как бы пытаются вернуть славное имя мэтра-отшельника после его смерти. Кубрик – мишень не менее удачная для проходимца, чем лейтенант Шмидт. Все в восторге от его фильмов, но мало кто видел его портреты или читал с ним интервью – Кубрик славился своей нелюдимостью и замкнутостью. Но стоило копнуть лишь чуть глубже, как обман выплывал наружу – Конвэй и сам не удосужился хотя бы заучить фильмографию режиссера, и был пойман врасплох редким знатоком, поинтересовавшимся, как ему дались съемки «Нюрнбергского процесса» (фильма Стенли Крамера).
В итоге фильму, в общем и целом забавному, не хватает примерно того же, на чем погорел Конвэй (говорящая фамилия, на самом деле – с английского переводится примерно как «путь мошенника») – большей изощренности аферы, размаха мышления, амбициозности, что ли. К тому же актер Малкович в халатике и чулках в сеточку – слишком уж неперевариваемое зрелище для тех, чьи желудки не отличаются крепостью, скажем так.