Если кто помнит современную классику, то в «Бумере» бандюки в предбаннике за стопками самогона беззлобно прикалывались над кличкой хозяйки дома Собачихой: «Слышь, за Собача слыхал?». За Собача как раз во французском «Шайтане» исполняет Венсан Кассель, снова после «Читай по губам» вернувшийся в режим Михаила Боярского – благо для этого ему требуется всего-то усы приклеить. И, вообще, оказывается, что современному французскому кино проблематика «Бумера» отнюдь не чужда – тут тоже три пьяных в умат парня загрузились с двумя девушками в машину и за ночь езды оказались в удаленном от столицы пространстве, живущим по непонятным молодежи законам. Сторож Жозеф (Кассель), подозрительно радушно встречающий прибывших гостей, довольно щерится и делает сомнительные предложения: то попить молочка из вымени козы прямо, то искупаться нагишом в горячем источнике. По загородному дому, заваленному запчастями от кукол, тем временем ходит его беременная жена, чурающаяся собственной тени. Есть и деревенская молодежь, норовящая подложить в постель гостям насекомых или чего похуже. В общем, обстановка для соблазнения девиц не самая надлежащая, но назад пути нет, и мультикультурная троица самцов (среди них – азиат и негр) пытаются неуклюже добиться благосклонности от девушек, при этом подкалывая друг друга таким до боли знакомым комсомольским юмором - лучшим средством спасения в экстремальных ситуациях. Так, Барту, единственному французу из троицы, будет не раз намеками предложено оставить девушек в покое и заняться сторожем Жозефом – благо тот проявляет к Барту знаки повышенного внимания.
До последних десяти минут развязки, попирающих законы нашей реальности, комсомольский юмор угасать не будет, и маячки, ловко расставленные режиссером Шапироном по пути к ней, останутся незамеченными Помимо того, что «шайтаном» мусульмане называют «дьявола», еще и название клуба, из которого герои стартуют – «Стикс», река, отмывающая царство мертвых в греческой мифологии. А пса сторожа зовут, конечно, Цербер, его цель – не выпускать мертвых из царства Аида. То есть в пределах ночной езды от Парижа расположилось хтоническое болото, попасть в которое куда легче, чем выбраться из него. И фирменные молодежные шутки ниже пояса этому не способствуют – как и в недавнем «Хостеле», в беду приятелей заводит ослепляющая их в итоге бесконечная похотливость. Но самое интересное, что прямо на наших глазах разворачивается на стыке двух жанров новое для французского кинематографа слово. Оно, может, и не совсем цензурное – часто «Шайтан» встает на грань фола, визуально сравнивая женские гениталии с зобом индюшки. Оно, может, и слишком громкое – дебютант Шапирон не стесняется прибегнуть ни к каким приемам, чтобы вы погрузились в шкуру главных героев, вплоть до того, что в клиповой манере вешает камеры им на пояс. А после «Реквиема по мечте» Аронофски этот прием для режиссеров-дебютантов подобен мечу-кладенцу. И любимые и обязательные для современного французского кино темы совместного сосуществования с представителями других рас тут присутствуют, и религиозные темы имеются, и табуированные территории отмечены. Но для Шапирона-режиссера плюс в том, что из всей этой фактуры, приравниваемой к кинематографической требухе, он сумел слепить внятное, цельное и ладное кино. И эффект от его просмотра может быть неожиданным даже для подготовленных и циничных зрителей.
Официальный русский сайт фильма: www.shaitanfilm.ru