К фильмам из программы «Азиатский экстрим» у нас особенно трепетное отношение. Только в этой программе можно увидеть на большом экране, можно сказать, мечту голубоглазого детства – гонконгские боевики с зашкаливающим мочиловом или маневры японских суперниндзь. Если внимательно присмотреться к отдельным кинокритикам во время просмотра этих фильмов, то можно отметить, как у них непроизвольно начинается слюноотделение. Но кому нужно присматриваться к кинокритикам, когда на экране этот самый азиатский экстрим набирает мощь?
S. P. L.: SHA PO LANG
Режиссер Уилсон Йип
В ролях Донни Ен, Саммо Хунг, Симон Ям, Джеки Ву, Кай Чжи Лю, Дэнни Саммер, Кен Чан, Остин Вай
Китай/Гонконг, 2005-й г. 98 мин.
Уже окончательно вроде бы в памяти стерлись гонконгские боевики с мелодраматическим налетом, какими славился Джон Ву. Такие, где крутой полицейский ведет душещипательный разговор с собственной дочкой, а через несколько минут собирает свои кишки по асфальту. Такие, где коп входит в толпу уличных хулиганов (среди которых наблюдается немало очкастых типажей) и начинает учить их уму разуму, засучив рукава. Такие, где финальная схватка длится вечно, и все равно слишком мало. Такие, в которых не нужно следить за сюжетом, или даже утруждать себя читать субтитры с переводом на русский. Ты уже знаешь, как все будет – горстка честных холеных гонконгских копов противостоят коррупции, мафии и, что самое тяжелое, просто-таки неистребимому панку с пероксидным ирокезом. Ты с удовольствием отмечаешь параллели с въевшимся в кору мозга «вор должен сидеть в тюрьме», и, млея, думаешь, что было бы, если б Глеб Жеглов с Володей Шараповым владели бы кун-фу. Ты смеешься, понимая, что умница режиссер хотел, чтобы ты засмеялся именно в этот момент, и содрогаешься, когда бутафорская кровь брызгает чуть ли не тебе в лицо – но перед этим камера совершит именно такой пируэт, чтобы ты не забыл о фиктивности всего происходящего.
И в финале, когда Донни Йен начинает швырять Саммо Хунга, весящего, на минуточку, не меньше центнера, словно в художественной гимнастике, у тебя не останется ни грамма сомнения, что, может, ты и не приобщился к сокровищнице мировой киномысли, но, как минимум, чертовски неплохо провел полтора часа, пролетевшие незаметно. В общем, состояние щенячьего восторга неотвратимо и редкий случай, когда абсолютно оправданно.
СИНОБИ SHINOBI: HEART UNDER BLADE
Режиссер Тен Шимойяма
В ролях Юкиз Накама, Дзё Одагири, Томока Куротани, Эрика Савдзири, Киппей Сиина, Такеси Масу, Мицуки Кога, Так Сакагути
Япония, 2005-й г. 101 мин.
Фильмы про ниндзь, они же синоби, обладающих такими сверхъестественными силами, у меня проходят по разряду «что это было». Даже если не моргая, глазеть на экран за грациозным перемещением существ, отдаленно напоминающих гомо сапиенсов, все равно добрая половина деталей, кто и как из этих синоби замочил друг друга, ускользает. Вжик-вжик, уноси готовенького. «Синоби» по своей попсовости недалеко уходит от «Клятвы» Чена Кайге, и в одной упряжке с ним выглядит не мене мастито – там, где Кайге берет пикселями, японцы догоняют при помощи предыстории и сопутствующими товарами, как-то анимэ-сериалом, комиксами и видеоиграми. Но что для японца попса, для русского может обернуться неожиданными проявлениями жести – и самые прекрасные глаза в фильме будут нещадно высажены при помощи двух пальцев. Начинающаяся с блаженной медитативности, история ближе к середине начинает здорово напоминать «Людей Икс», будь они неладны - десять персонажей меряются своим искусством умерщвления, и в этом состязании им и целого мира мало. А почему бы японцам не снимать «Людей Икс», собственно, если китайцы вот как раз соорудили своего «Властелина колец»? Некоторые персонажи с накрашенными синим цветом губами или в черном кимоно с очень-очень длинными рукавами так и дышат какой-то непристойной гомоэротичностью. Но мой фаворит из этих десяти - тот, что похож на человека-личинку, и чье основное умение заключается в том, чтобы исчезать и появляться в разных местах.
О чем это я? Ах, да. Так что это было, все-таки? И в чем заключалась сверхъестественная способность Генносукэ парня с ирокезом (нет, этот не панк, скорее уж прото-панк, ибо на дворе 1614-й год), который так просто слег от удара кинжалом из руки любимой? С другой стороны, у иностранных зрителей наших «Дозоров» тоже наверняка возникало и сразу же отпадало немало вопросов по ходу просмотра.