Рецензия: саундтрек «В ожидании чуда» ***
11 мая 2007 г.
Real Records. Релиз диска состоялся в апреле.
В этом случае саундтрек играл едва ли не главную роль в промоушне фильма «В ожидании чуда». «А еще мы выпускаем саундтрек «В ожидании чуда», - сообщили рассылки издателя еще за полгода до премьеры, провоцируя законные вопросы получателей «а что за фильм-то?». На песни из фильма сняли несколько клипов – и в них активно использовались кадры с участием героев «В ожидании чуда». В общем, расчет был на то, что девочковый контингент купится на обильную околомузыкальную рекламу и повалит в кинотеатры. Производители так увлеклись, что и в выпущенный на диске саундтрек вставили невероятное количество диалогов из фильма, причем не только между песнями, но и во время оных. Если вы послушаете пластинку внимательно, поход в кинозал потеряет смысл: весь сюжет эти вставки полностью раскрывают, да и целевую аудиторию ленты тоже определяют весьма точно. Это девочки, которые хотят счастья, несмотря ни на что. Своеобразная целевая аудитория, вряд ли относящаяся к внимательным слушателям и способная помчаться в кино, даже зная сюжет заранее.
Тут бы и закончить с девочковыми культурными предпочтениями, но приведенные диалоги из фильма заставили меня много думать. Гораздо больше, чем над музыкой из фильма. Нет никаких сомнений в том, что даже пухленькие закомплексованные девочки заслуживают чуда и счастья. А вот что такое счастье, каждый понимает по-своему?.. Сценаристы фильма с этим не согласны, у них рецепт счастья точный и довольно пугающий. Чтобы подчеркнуть романтичность натуры главной героини, в ее уста вложили беспомощные мечтательные реплики, которыми могли бы изъясняться третьеклассницы в советских фильмах про школу. Но советские ученицы явно с большей искренностью верили в свое неминуемое счастье и, подозреваю, обретали его гораздо чаще, чем нынешние девицы, точно знающие параметры и состояние банковского счета будущего счастья. Потому что чудесное будущее в советской системе координат было прекрасно своей неопределенностью – счастье можно было найти и на БАМе, и помогая детям Никарагуа, и получив записку от одноклассника, а не только в МГИМО или замужем за директором овощного. Что же сегодня? Фразами третьеклассниц выражаются 20-летние инфантильные дурехи. Романтичность современных великовозрастных девочек героиня Кати Копановой подчеркивает глупеньким голосом и такими же фразочками, полными розовых соплей: «Он обернется, и наши глаза встретятся. Где он, он мне так нужен. Надеюсь ли я встретить любовь? Конечно, я ведь оптимистка». Помните фильм «Ворошиловский стрелок»? Насильники, конечно, классические подонки, но жертва – она тоже была не в меру романтична и знала только, что на дне рождения бывают подарки и торт, а детей приносит аист. Вывод: в современном российском кино голубую героиню почему-то обязательно нужно показать мечтательной дурой, а в финале за хорошее поведение преподнести ей тортик: если драма, то это будут отстреленные яйца насильника, а если легкая девочковая сказка «В ожидании чуда» - то упакованный Антон Макарский. Советские третьеклассницы такое счастье бы явно не оценили. Какое-то оно и неромантичное совсем. В общем, не случайно голубые героини на экране выглядят неестественными, а попытки вернуть их в контекст времени приводит к ужасающе разочаровывающим зрителя результатам. Пусть бы БАМ строить ехала или обезьянок в Африку лечить – и то было бы правдивее, чем чудо в виде Макарского на иномарке.
От музыки лепет Майи отвлекает невероятно – вы, возможно, заметили, как сильно отвлекся автор рецензии. Если бы не эти навязчивые, дурно придуманные диалоги, диск мог бы стать отличным срезом так называемой российской популярной молодежной музыки по состоянию на весну 2007-го. Юлия Савичева, «Город 312», Лера Массква, Вика Дайнеко, Юля Бужилова, «Токио», «Братья Грим» и так далее с самыми актуальными номерами. Любой из которых забивается одноименной фильму композицией группы «Моральный кодекс». Старички однозначно сметают всю молодую шпану. Возможно, потому, что знают: бывают в мире вещи гораздо более чудесные, чем Антон Макарский. Музыкальная молодежь, пределом мечтаний которой является эфир на федеральном телеканале, об этом, похоже, не догадывается.
Алексей Мажаев, InterMedia