Рецензия: «Загадочная история Бенджамина Баттона»: земную жизнь пройдя наоборот *****
4 февраля 2009 г.
Пресс-показ фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curios Case Of Benjamin Button, режиссер - Дэвид Финчер, в ролях – Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Джулия Ормонд, Джейсон Флеминг, Элиас Котеас, Тильда Суинтон) состоялся 30 января в кинотеатре «Октябрь».
Написанный Фрэнсисом Скоттом Фитцджеральдом более 80 лет назад рассказ «Загадочная история Бенджамина Баттона» в свое время вдохновил (и отпугнул) многих: над сценарием поочередно работали Рон Ховард, Спайк Джонз и Стивен Спилберг, причем первый планировал занять в главной роли Джона Траволту, а последний – Тома Круза. Сложно представить, что могло получиться из этой затеи – слезоточивая мелодрама или крепкий экшн, однако именно тандем Питт-Финчер превратил этот фильм в нечто большее, чем обычный пункт в расписании кинотеатров. За сценарий в итоге взялся Эрик Рот (он же автор «Форреста Гампа») и превратил коротенький рассказ Фитцджеральда в 200-страничный эпос, описывающий 80 лет жизни Бенджамина Баттона.
Бенджамин Баттон родился в день окончания Первой Мировой войны. На момент рождения ему было 80 лет, он был разбит параличом и почти впал в маразм. Отец в ужасе отшатнулся от своего отпрыска и подкинул его в приют, где мальчика-старичка смогли выходить. Дальше – первая любовь, первый алкоголь, первый бордель, первый опыт войны. Достоверно показать постепенное внутреннее взросление/внешнее омолаживание героя не было самоцелью Финчера, но в этом он – с помощью команды гримеров и создателей компьютерных спецэффектов – более чем преуспел. Как вспоминает сам Питт, ему приходилось проводить в кресле гримеров до пяти часов, чтобы перевоплотиться в своего героя. И если первые полчаса карлик с приставленной головой Питта вызывал, в основном, дискомфорт, то от возникающего ближе к концу Питта времен «Тельмы и Луизы» и чуть ли не «Джонни-Замши» зритель поневоле испытывает какой-то священный ужас перед магией кино.
Отдельного упоминания заслуживают актерские работы Кейт Бланшетт, перевоплотившейся в балерину, и Тильды Суинтон в роли скучающей жены дипломата, с которой Баттон знакомится в Мурманске.
Взгляд на прожитую человеческую жизнь во всем ее многообразии, уникальный опыт отдельно взятого индивида, любовь и смерть, добро и зло – все эти трюизмы подаются Финчером с энтузиазмом первооткрывателя, и даже поцелуи на фоне рассветов и закатов не выглядят здесь банальными. Режиссер, как будто напоминая зрителю о первоклассных триллерах «Семь», «Игра» и «Бойцовский клуб», искусно держит ритм повествования все три часа действия, операторская работа выше всяких похвал, а музыка Александра Деспла не случайно номинирована на «Оскар».
Вообще в этой практически безупречной картине, представленной аж в 13 «оскаровских» номинациях, есть только одна шероховатость. Волею Эрика Рота сюжет «обрамлен» современной историей: в самый разгар урагана «Катрина» Кэролайн (Джулия Ормонд) дежурит у одра своей умирающей матери, читая ей дневник Бенджамина Баттона. Впрочем, этот «пунктик» легко объясним: несмотря на то, что первоначально действие фильма должно было происходить в Балтиморе, Дэвид Финчер и Эрик Рот перенесли его в Новый Орлеан, поскольку Paramount и Warner Bros. получили значительные налоговые льготы при съемках фильма.
Денис Шлянцев, InterMedia