Рецензия: «Вверх»: выше, выше, вверх, к самым облакам! ****
21 мая 2009 г.
Пресс-показ анимационного фильма «Вверх» («Up», США, 2009, режиссеры – Пит Доктер, Боб Питерсен, роли озвучивали
Армен Джигарханян, Иван Чуваткин) состоялся 19 мая в кинотеатре «Ударник».
Юбилейный, десятый по счету мультфильм студии Pixar, подарившей зрителям «ВАЛЛ*И», «Корпорацию монстров», «В поисках Немо» и «Рататуй», в этом году удостоился невиданной чести – открывать Каннский фестиваль, причем отзывы критики и простой публики были более чем благожелательными.
По сюжету пожилой ворчун, от которого пахнет черносливом (манерой поведения напоминающий Клинта Иствуда в «Гран Торино», но, поскольку практически вся его жизнь протекла у зрителя перед глазами, не вызывающий неприязни), накануне отправки в дом престарелых решается на осуществление своей детской мечты - полететь в Южную Америку («такая же Америка, только Южная») и поселиться на вершине огромной горы рядом с водопадом. Чтобы сэкономить время и спасти свое жилище от неминуемого сноса, он не тратится на самолет, а привязывает огромное количество воздушных шариков к своему дому и прямо перед изумленными санитарами взлетает в воздух.
Когда эйфория от полета несколько улеглась, выяснилось, что наш пенсионер Карл Фридрексен (в озвучке Армена Джигарханяна) прихватил, на свою беду, не по годам пухлого 8-летнего бойскаута по имени Рассел. Пионер постоянно тараторит, ничего не умеет и больше всего на свете жаждет получить значок «за помощь старикам», чтобы стать старшим бойскаутом. Его психологическое взросление – из изнеженного мальчика в настоящего бойца и друга – возможно, заинтересует детей среднего школьного возраста. Для младших в изобилии припасены пинки и ужимки гигантской птицы (помесь страуса с павлином) по имени Кевин и слюнообильного пса Дакка; экшн и эффектные трюки, борьба со злом – на земле, но большей частью в воздухе.
Но Pixar не был бы самим собой, если бы только этим все и ограничилось. Взрослые, приведшие на картину своих отпрысков, получат все вышеперечисленное, но только в качестве десерта для довольно безрадостной истории о любви и ответственности, о бесплодии и смерти, о том, как жить с одной мечтой на двоих, как пытаться осуществить ее в течение всей жизни; о том, как тягостна смерть близких людей, как безрадостно предательство кумиров детства, как тщетно и преходяще все вокруг, как, наконец, нелегко жертвовать собственным домом, всем этим материальным скарбом, нажитым за долгую жизнь. Пусть даже и ради дружбы с малолетним бойскаутом, который постарается скрасить ему те несколько лет, оставшиеся до заслуженного отдыха.
Денис Шлянцев, InterMedia