Рецензия: «Рики»: «А где тут у вас младенцы с дистанционным управлением?» ****
1 июня 2009 г.
Пресс-показ драмы «Рики» («Ricky», Франция-Италия, 2009, режиссер – Франсуа Озон, в ролях – Александра Лами, Сержи Лопес, Жан-Клод Болль-Редда, Андре Вилмс) состоялся 28 мая в кинотеатре «Октябрь».
Франсуа Озон привык эпатировать публику: то вольным римейком пазолиниевской «Теоремы» («Крысятник»), то гомоэротическими короткометражками, то постановкой пьесы Райнера Вернера Фассбиндера («Капли дождя на раскаленных скалах»), то мюзиклом а-ля детективы Агаты Кристи с поющими звездами французского кинематографа («8 женщин»). К «Рики» он, видимо, подустал – ни тебе гомосексуальных оргий в лесной сторожке, ни эрегированных пенисов. В самом деле, формально «Рики» - чинный и неспешный малобюджетный европейский артхаус, в духе, скажем, братьев Дарденнов.
Но есть один нюанс, который сложно скрыть от любознательного зрителя. И эта «малость» шокирует куда сильнее, чем предыдущие фильмы режиссера. Дело в том, что Рики – не совсем обычный ребенок. У обычных детей режутся зубки, а у Рики – крылышки, больше, правда, похожие на куриные полуфабрикаты, но постепенно обрастающие перьями.
Семья у Рики вполне обычная. Кати, мать-одиночка, воспитывающая не по годам умную дочку и работающая на химическом производстве, отец – коллега по заводу, мачо-испанец Пако с повышенной волосатостью.
Сам же Рики - идеальный младенец, когда надо истошно орущий, когда надо - открыто улыбающийся. Его совершенно не смущают отростки за спиной, кажется, они работают помимо его желания. Родители потихоньку свыклись с этим капризом природы, смастерили для ребенка «клетку», купили налокотники и шлем. Однако окружающих крылья Рики смущают и еще как. Волею случая об уникальном ребенке узнает пресса и начинает травлю семьи.
По жанровой принадлежности «Рики» определяется как драматическая комедия с элементами фантастики, которые, впрочем, особенно и не выпячиваются. Ну, подумаешь, крылья - делов-то! Однако, сознательно или нет, режиссер сыграл на материнском инстинкте зрительниц, поэтому вся реалистичность полетов («Он летит на люстру! Выключи свет, иначе он разобьется») заставляет женщин зажмуриваться и нервно вжиматься в кресло, как на каком-нибудь фильме ужасов. А вдруг и правда поранится.
Но самое, пожалуй, необычное в озоновском «Рики» – не заметная ранее приверженность режиссера к семейным ценностям, традициям и устоям. Озон всерьез рассуждает о материнских инстинктах, о роли отца в семье. А о любви он говорит теперь без обычной издевки, почти не подшучивая и не иронизируя. Неужели влюбился?
Денис Шлянцев, InterMedia