Рецензия: «Кислород»: Вырыпаев и пустота **
24 июля 2009 г.
Пресс-показ фильма «Кислород» (Россия, 2009, режиссер – Иван Вырыпаев, в ролях – Каролина Грушка, Алексей Филимонов) состоялся 22 июля в кинотеатре «Формула Кино Европа».
«Кислород», простите, «Kislorod» Ивана Вырыпаева, как утверждает пресс-релиз, есть «авторский блокбастер» (жанровая принадлежность которого – «киноманифест»), «арт-проект, выполненный в новаторской форме киноязыка», «10 композиций в стиле прозаического рэпа на музыкальные темы» (с бонус-треками – 12). Он снят при поддержке Министерства культуры РФ на три с половиной миллиона долларов и получил несколько премий на недавно прошедшем «Кинотавре», включая призы за лучшую режиссуру, лучшую музыку, а также премию Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон». Впечатляет, не так ли?
На деле «Кислород» оказывается претенциозной пустышкой, вычурной и пытающейся примодниться – чего стоит одно название, зачем-то написанное латиницей. 12 визуально изобретательных видеоклипов, главные герои которых произносят в микрофон прописные истины, пряча пустоту за пафосом десяти заповедей.
В первой же главе («Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду? А я знал одного человека, у которого был очень плохой слух. Он не слышал, когда говорили не убей, быть может, потому, что он был в плеере») рассказывается о том, как молодой гопник Санек из Серпухова зарубил свою жену лопатой, потому что, видите ли, у той были короткие черные волосы, короткие толстые пальцы и совсем не было кислорода. А кислород был у рыжеволосой девушки Саши из Москвы, с которой он встретился «возле памятника известному литератору» в столичном городе.
Получается так, что «если человечеству сказали: «Не убей!», а кислорода вдоволь не предоставили, то всегда найдется Санек из маленького провинциального городка, который для того, чтобы дышать, чтобы легкие танцевали в груди, возьмет кислородную лопату и убьет не кислородную жену». Герой рассечет ей грудь, глаз, отрубит руку, после чего вернется домой, где станет исступленно танцевать и бить посуду.
Если верить Вырыпаеву, то в пьесе «идет речь о том, как два молодых, прогрессивных человека пытаются каким-то образом сопоставить десять заповедей со своей собственной жизнью». Очень интересный «образ» выбирает режиссер для иллюстрации тезиса.
Вообще удивительно, как в фильме, снятом при поддержке Министерства культуры РФ, настолько открыто пропагандируется употребление марихуаны («И вот лучше курите траву, ешьте яблоки и пейте сок») и грибов-псилоцибов, но оставим это на совести чиновников.
Напоследок – типичный пример логики автора: если вы думали, что кислород приравнивается к любви, это не так. Любовь есть удушье, не случайно главный герой – астматик из провинциального городка. «Когда Санек приезжал в Москву, он видел эти снобские лица и слышал эти акающие голоса, то ясно понимал, что лопат не хватит на всю эту людскую массу, задыхающуюся без кислорода, под озоново-аэрозольной дырой».
Раздражающая алогичность, напыщенность и пустота за каждой фразой умело скрыты бодрым клиповым монтажом, анимацией и компьютерными эффектами. Этот фильм просто обречен на популярность у молодежи – ведь нет ничего более приятного, чем размышлять на публику о вечных материях.
Денис Шлянцев, InterMedia