Рецензия: КОШЕЧКА: театр четырёх актёров ***
4 декабря 2009 г.
Премьера фильма «Кошечка» (Россия, 2009, режиссер - Григорий Константинопольский, в ролях – Михаил Ефремов, Александр Стриженов, Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин) состоялась 2 декабря в кинотеатре «Пушкинский».
Режиссер «российского ответа Гаю Ритчи» («8 с половиной долларов») снял свою вторую полнометражную ленту, игриво названную «Кошечка». Формально это – альманах из четырех, казалось бы, не связанных между собой историй: «Бешеная балерина», «Брак по расчету», «Странный сон» и «Кошечка, или от Автора». (По сведениям ресурса Кинопоиск.ру, была и пятая новелла - «Крис-Мария ДеЛивьер», но она не вошла в киноверсию и является бонус-треком для DVD.)
По сути же, «Кошечка» - собранные вместе монологи разной степени болезненности и извращенности. Режиссер оставляет персонажей один на один с камерой и зрителями, поэтому успех того или иного отрывка целиком и полностью зависит только от актера.
То, что фильм не прост, становится ясно буквально с первых же кадров открывающего альманах фрагмента, где в роли «бешеной балерины» появляется Михаил Ефремов. В пачке, с алым лаком на ногтях и трагически изломом накрашенных губ он (она) рассказывает историю своей жизни и любви, то и дело становясь к станку и совершая различные па. Экспрессивная манерность изрядно смешит зал, рефрен «Зарабатывать деньги нужно только своей профессией» трогает, а реплика «И тогда я решила сжечь театр на х*й» вызывает бурные аплодисменты. Как ни странно, бенефис Ефремова, начитывающего в камеру по-сорокински абсурдный текст, выглядит самым удачным местом всего альманаха.
Монолог Александра Стриженова в роли преуспевающего бизнесмена, ревнующего свою будущую супругу, прочитан в гардеробе, в окружении свисающих с вешалок галстуков и костюмов. Он откровенно затянут, а актер чрезмерно старательно копирует «ма-а-асковский» нуворишский акцент, чтобы это выглядело смешным.
Виктор Сухоруков произносит свой монолог, будучи загримированным под грудничка, и это, пожалуй, самое страшное и отталкивающее зрелище со времен Чужого и Фредди Крюгера. Даже если удастся отвлечься от текста, в котором персонаж Сухорукова пытается убить свою нянечку, впечатление от фрагмента «Странный сон» остается не из приятных.
Наконец, сюрреалистический эпизод «Кошечка» расставляет все по своим местам и отвечает на вопрос «Почему именно «Кошечка»?». Небритый и восторженный Евгений Стычкин играет нервически подергивающегося писателя-полубомжа, которому провидение в зеленых туфлях посылает деньги и музу. На деньги он (вернее, его мама) строит на дачном участке башню из слоновой кости, а на музе он женится.
Казалось бы, при чем тут «Кошечка»?
Денис Шлянцев, InterMedia