Рецензия: «Наша Russia: Яйца судьбы»: Патриотическая комедия ***
22 января 2010 г.
Премьера фильма «Наша Russia: Яйца судьбы» (Россия, 2009, режиссер – Глеб Орлов, в ролях – Михаил Галустян, Сергей Светлаков, Валерий Магдьяш, Виктор Вержбицкий, Александр Семчев, Роман Мадянов, Николай Басков) состоялась 20 января в кинотеатре «Октябрь».
Третью (если не считать «Очень русский детектив») попытку телеканала ТНТ и Comedy Club привить формат телешуток к развлекательному художественному кинематографу можно признать удавшейся. «Наша Russia», в отличие от обоих «Самых лучших фильмов», выглядит цельным, законченным произведением, юмор которого отличается в лучшую сторону, несмотря даже на несколько урологическое название.
Гастарбайтеры Рафшан (Михаил Галустян) и Джумжуд (Валерий Магдьяш) прибывают в Москву, где разворачивается действие всего фильма, в громадном чемодане (в другом чемодане лежат грязные тряпки и два зачитанных тома Теодора Драйзера, надо полагать - «Финансист» и «Титан»). Их встречает «нацайника» Леонид (Сергей Светлаков), который собирается бросить свою команду на «эвроремонт» баснословно дорогого, сделанного из цельного слитка золота, жилища олигарха Виктора Марьяныча (Виктор Вержбицкий, пародирующий скопом все свои злодейские роли).
Понятное дело, жилище превращается в помойку, дуэт незадачливых гастарбайтеров крадет ценнейший артефакт – золотые яйца Чингисхана, после чего хаос переносится на улицы Москвы. За Рафшаном и Джумжудом, которые, движимые лучшими побуждениями, пытаются «спасти нацайника из склифасоски», гоняется не только горе-предприниматель Леня, но и местная братва, и харизматичный миллиардер Виктор Марьяныч.
Грубые и пошловатые гэги уравновешиваются тонкими фирменными «нашарашевскими» наблюдениями за окружающей действительностью, ироничным обыгрыванием штампов отечественных комедий, надругательством над современными стереотипами и вышучиванием собственных коллег. Приз за лучшее камео получает Николай Басков, с блеском отыгравший коротенький, но яркий эпизод, неожиданно продемонстрировавший чувство юмора и не заметную ранее самоиронию.
В фильме в той или иной ипостаси мелькают почти все персонажи ситкома – от челябинского гея-фрезеровщика Ивана Дулина до обывателя-телезрителя Сергея Белякова, однако проходят они всегда по периферии, не особенно западая в память и не затемняя основных персонажей – Рафшана, Джумжуда, бригадира Леонида и их антагонистов – злобного Виктора Марьяныча и его одноглазого телохранителя (Александр Семчев).
Несмотря на то, что ближе к финалу фильм начинает ощутимо провисать, а «привязка», простите, яиц Чингисхана к национальному сознанию гастарбайтеров выглядит прям уж совсем из рук вон, картина оставляет позитивное впечатление. Не в последнюю очередь благодаря произнесенной прямым текстом с экрана (и довольно неожиданной для постоянных зрителей Comedy Club) морали: каждый должен любить. Любовь, а вовсе не золотые яйца Чингисхана, есть путь к простому человеческому счастью.
Денис Шлянцев, InterMedia