Рецензия: «Серьезный человек»: еврейские вопросы братьев Коэнов ***
19 февраля 2010 г.
Премьера комедийной драмы «Серьезный человек» («A Serious Man», США, 2009, режиссеры – Итан и Джоэл Коэны, в ролях – Майкл Сталберг, Ричард Кайнд, Фред Меламед, Сари Ленник, Аарон Вульф, Джессика Макманус, Питер Брейтмайер) состоялась 16 февраля в «Киноцентре».
Профессор Ларри Гопник (Майкл Сталберг с лицом человека, страдающего гастритом) преподает физику в одном из американских колледжей. Похоже, это его единственное увлечение и отрада. Его супруга изменяет ему и пытается получить развод, предварительно вытянув из Ларри все деньги, детям он нужен лишь для того, чтобы починить телеантенну или дать денег на ринопластику. На фоне всех этих неурядиц Гопника настигает кризис среднего возраста со всеми сопутствующими сомнениями – в собственной самоидентификации и религии.
Дело (прежде всего, для зрителя) осложняется тем, что профессор Гопник – типичный еврей, его сыну предстоит бар-мицва, а для жены он должен получить гет – ритуальный развод. Спасения он ищет у раввинов, которые почему-то рассказывают ему типичные дзенские коаны. Вот такая тонкая ирония от режиссеров-евреев, сводящих счеты со своей «еврейскостью».
Почему это должно быть интересно обычному зрителю-«гою», решительно непонятно. Главный персонаж, совершенно забитый серый «человек в футляре», не вызывает никаких симпатий, его сын, курящий марихуану и слушающий «White Rabbit» Jefferson Airplane, – тоже. Изменяющая с его другом жена - тем паче.
Поиски ответов на вопросы и внутренней логики событий не находят отклика у раввинов. Ларри, будучи тем самым «серьезным человеком», привыкшим подчинять свою жизнь математическим формулам и правилам физики, сталкиваясь с «неуставными» ситуациями, теряется. Ему невдомек, почему Бог, как ему кажется, пытается одновременно и помочь ему, и все испортить. В чем смысл трех походов к раввинам и их историй?
Выставляя своего персонажа маловыразительным идиотом, сами режиссеры, как те дзенские учителя, не дают ни одного ответа или, сохраняя скорбную мину, травят еврейские анекдоты. Открытый финал – замечательное изобретение для тех, кому нечего сказать, или для тех, кто не знает, чем закончить свою историю, чего за Коэнами ранее не наблюдалось.
Единственные неоспоримые достоинства «Серьезного человека» - его блестящая режиссура и работа с практически неизвестными актерами. Впрочем, «еврейский вопрос» Итаном и Джоэлом закрыт не до конца. В 2010 году должен появиться на свет фильм «Союз еврейских полицейских», в котором, надеемся, будет по минимуму личного и по максимуму «коэновского» черного юмора и наблюдательности.
Денис Шлянцев, InterMedia