Рецензия: «Однокласcники»: Легко ли быть золотой молодежью **
12 марта 2010 г.
Премьера фильма «Одноклассники» (Россия, 2010, режиссер – Сергей Соловьев, в ролях - Аристарх Венес, Соня Карпунина, Константин Крюков, Михаил Ефремов, Алена Бондарчук, Андрей Руденский, Даниэль Ольбрыхский) состоялась 10 марта в кинотеатре «Художественный».
Преуспевающие семейные пары обсуждают судьбу своих детей, которым грозит выпускной, а они знакомы вот уже с третьего (или четвертого – эта путаница намеренно присутствует в сценарии) класса. Выпускной «папики» и «мамики» готовят отменный: с Женей Отрадной («Уходи и дверь закрой! У меня теперь другой»), ангелом весом в несколько кило, отлитым из чистого золота, поездкой в лимузинах по ночной Москве (триколор в окна под песню про «Вижу тень наискосок»), встречей рассвета на теплоходе и прочими доступными всем радостями жизни.
Три года спустя наши герои проживают в высотке на Баррикадной, они не состоят в браке, но ведут себя, как семейная пара. Он – Федор (Константин Крюков) - успешный бизнесмен. Она – девушка без имени (автор сценария Соня Карпунина, безумно фотогеничная, но куда менее талантливая последовательница Татьяны Друбич) - учится «писать драму и комедию», но от невозможности найти себя и понять, чего хочет, театрально вскрывает вены.
В этих отношениях есть и третий угол – друг Федора, раздолбай в матроске, «менеджер то ли по часам, то ли по трусам» Степан (Аристарх Венес). После того как безымянная героиня, пытаясь убежать от неприглядной, с ее точки зрения, реальности, отправляется в какое-то экзотическое место (предположительно Гоа), именно Степан при материальной поддержке Федора отправляется на ее поиски.
Сергей Соловьев, казалось, всегда чувствовал нерв времени («АССА», «Нежный возраст»), поэтому и позволял себе экспериментировать с классикой (Чехов, Толстой). Вот только с «Одноклассниками» промахнулся, как минимум, на несколько лет. Дауншифтинг (или, как манерно произносит героиня Карпуниной, эс-кей-пизм) на родительские деньги выглядит уже не как духовные поиски себя, как бы этого ни хотелось Соловьеву, а как прихоть зажравшихся детей нуворишей и вызывает оправданную классовую ненависть. В самом деле, про богатых, которые тоже плачут, было снято немало фильмов и мыльных опер, зачем нам еще один?
Несколько слов про саундтрек. Как рассказал на премьере сам режиссер, именно Соня Карпунина познакомила его с песней, хотелось верить, давно забытой группы «Иван-Кайф» про ненастоящего Штирлица. Помимо нее, на звуковой дорожке присутствует умеренно модная певица Татьяна Зыкина, а «вживую» в этот раз выступает уже упоминавшаяся Женя Отрадная – видимо, как логическое продолжение Цоя (в «АССЕ») и БГ (в «Нежном возрасте»). По старой памяти Соловьев включает в саундтрек две песни Цоя – «Закрой за мной дверь», лирический герой которой «отвечает» на призыв героини Жени Отрадной, и - традиционно в титры – «Войну».
В фильме также задействованы переходящий вымпел современного российского кино Михаил Ефремов в роли алкаша и Даниэль Ольбрыхский в роли бывшего боксера, не чурающегося самбуки и ЛСД.
Хэппи-энд картины намекает зрителям на то, что хватит уже вкалывать в своих душных столицах - бросайте свои работы, учебы, семьи, элитные трешки в высотке на Баррикадной, приезжайте к нам в Гоа, где наркотики, окиян, дреды, татуировки и полный релакс. Здесь вы найдете себя и сольетесь в полной гармонии с природой, попивая чаек с имбирем.
Никогда не доверяйте хиппи. Бывших хиппи не бывает.
Денис Шлянцев, InterMedia