Рецензия: «Алиса в Стране чудес»: Варкалось ***
12 марта 2010 г.
Премьера фильма «Алисы в стране чудес» («Alice in Wonderland», США, 2010, режиссер – Тим Бертон, в ролях – Миа Васиковска, Джонни Депп, Хелена Бонэм Картер, Энн Хэтэуэй, Криспин Гловер, Стивен Фрай, Майкл Шин, Алан Рикман) состоялась 4 марта в кинотеатре «Октябрь».
Основная претензия к бертоновской «Алисе», в которой сходятся и те, кому фильм понравился, и те, кто с отвращением написал в своем блоге «фуфло», - то, что картина не имеет отношения ни к Тиму Бертону, ни, тем более, к Льюису Кэрроллу. Тонкий абсурдный юмор, присущий последнему, в фильме либо никак не проявляется, либо бьет в лоб с непосредственностью мышонка Джерри. Вообще, несмотря на то, что в нем сохранились персонажи и отдельные элементы фабулы книги Льюиса Кэрролла, это другая, почти детективная, наполненная политическими аллюзиями история.
Любящий отец 20-летней Алисы (дебютная роль Мии Васиковски) умирает, и ее пытаются сосватать в жены Хэмишу, богатому, глупому и страдающему от запоров сыночку местных лорда и леди Эскотов. Алиса убегает от жениха в Страну чудес, где она уже была в детстве, вот только никаких воспоминаний о своих прежних приключениях у нее не осталось. Она должна спасти своего возлюбленного – Безумного Шляпника (Джонни Депп привычно эксплуатирует затасканный образ Джека Воробья) - и жителей Страны чудес от деспотичной Королевы Червей (Хелена Бонэм Картер), самого «бертоновского» и «кэрролловского» персонажа из всех имеющихся.
Что до Бертона, то, сняв фильм на студии Уолта Диснея, с которой его в свое время погнали за мультфильм «Франкевини», он неплохо влился в формат, приспособился, стал конформистом, чего от него никто не ожидал. Получилась обычная, качественно прорисованная, хотя своим 3D не дотягивающая до планки «Аватар» сказка про другое измерение, про извечную борьбу добра и зла, где нет места абсурду и, несмотря на странности отдельных персонажей, работает вполне человеческая логика.
Это вам не экранизация садистской компьютерной игры «American McGee’s Alice», не психоделическая «Аленка» Яна Шванкмайера и даже не порномюзикл 1976 года, в котором Кэрролла, кстати говоря, было больше, чем требуется по законам жанра.
Впрочем (и в этом также сходятся все посмотревшие ленту), фильм может похвастаться лучшим Чеширским котом в истории экранизации «Алис», озвученным британским комиком Стивеном Фраем, а в российском прокате – Александром Ширвиндтом.
Денис Шлянцев, InterMedia