Рецензия: «Реверс»: Гудбай, Сталин! ****
23 июня 2010 г.
Показ фильма «Реверс» («Rewers», Польша, 2009, режиссер – Борис Ланкош, в ролях – Агата Бузек, Кристина Янда, Анна Полоны, Марцин Дорочинский, Адам Воронович, Бронислав Вроницкий, Лукаш Конопка) состоялся 19 июня в кинотеатре «Октябрь» в рамках программы «Перспективы» 32-го ММКФ.
Начало 50-х, Варшава. Сабина (Агата Бузек, как две капли воды похожая на Катю Пушкареву из «Не родись красивой»), специалист по современной поэзии, работает редактором в издательстве. С работой у нее все более-менее, не считая того, что иногда приходится опекать поэтов-диссидентов, а вот на личном фронте – фиаско. Потому ее мать, в прошлом хозяйка аптеки (Кристина Янда, известная российскому зрителю по «Декалогу» Кшиштофа Кесьлевского), и чрезмерно витальная бабушка (Анна Полоны) ищут Сабине кавалеров.
Но ни один ей не подходит. Этот чрезмерно пьет, тот пьет и вовсе безбожно. Все, что характерно, инженеры. Но однажды в подворотне Сабину из лап грабителей вызволяет практически принц на белом коне, широкоплечий галантный мачо Бронислав (Марцин Дорочинский). Он не пьет (ладно - почти) и дарит цветы - мечта всех одиноких девушек за 30. Но не все так гладко: за маской принца скрывается пронырливый жестокий чекист, он хочет завербовать Сабину и шантажирует ее, чтобы она писала доносы на своего начальника.
Дело в том, что как раз в это время в Польше законодательно, под страхом тюрьмы, запрещают владение драгметаллами, в частности, золотом. А у Сабины дома имеется золотой доллар, на реверсе (!) которого выгравировано слово «свобода» (liberty). Сабина решает «спрятать» монету весьма оригинально: она каждое утро ее просто глотает.
Конфликт накаляется. И то, что сначала казалось иронической ретро-мелодрамой, становится не менее ироническим, но уже криминальным триллером с явной тягой к атрибутике из film noir. Да еще в не столь далеком СССР умирает Сталин… Но ключевое понятие здесь все-таки не нуар, а именно ирония, с которой режиссер переосмысливает фильмы бывших соцстран о своем тоталитарном прошлом. Поэтому не стоит чересчур серьезно относиться к «Реверсу», эта постмодернистская киноигра ни в коем случае не является парафразом «Гудбай, Ленина!», обличением сталинизма и прочих «-измов» или памятником социалистическому прошлому Польши.
Этим легким, передающимся с экрана зрителю отношением, «Реверс» сильно напоминает болгарский «Дзифт», который получил Серебряного Георгия за лучшую режиссуру на 30-м ММКФ. Да и сам «Реверс» не лыком шит: в 2009 году на Польском кинофестивале он получил аж 7 наград, включая «Золотого льва» за лучший фильм и награду критиков, а на Варшавском международном киносмотре – премию ФИПРЕССИ. И будет весьма странно, если «перспективное» жюри «прокатит» эту картину.
Денис Шлянцев, InterMedia